Философия истории

Содержание

Слайд 2

Философия истории занимается постижением смысла, закономерностей и направленности исторического процесса а

Философия истории занимается постижением смысла, закономерностей и направленности исторического процесса
а

также
Уточнением концептуальных рамок и методов исторического познания
(историк , исследуя конкретный материал, «укладывает его в уже предзаданные формы, он уже имеет схему, «предпонимание», так же как и человек, осмысливая свою биографию)Что это за формы?
Например -
признание либо отрицание законосообразности исторического процесса (наличие неслучайных связей, событий)
методы исторического познания «понимающий» (индивидуализирующий – понимание конкретных мотивов, стремлений, особенностей) и «объясняющий» (генерализующий – изучение универсальных механизмов общественного развития).
История это : а) минувшая социальная действительность, б) знания о ней
Слайд 3

Проблемы философии истории проблема существования всемирной истории человечества История – это

Проблемы философии истории

проблема существования всемирной истории человечества
История – это

локальные, замкнутые образования или целостный (кумулятивный) процесс?
формационный и цивилизационный подходы
Проблема направленности исторического процесса
Слайд 4

Формационный подход любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и

Формационный подход

любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает

два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности.
Слайд 5

Слайд 6

Цивилизационный подход к истории Термин «Цивилизация» употребляется в нескольких значениях: 1)единство

Цивилизационный подход к истории

Термин «Цивилизация» употребляется в нескольких значениях:
1)единство исторического процесса

и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества
(«Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации»)
2) локализованное во времени и пространстве общество , обладающая неповторимой спецификой
история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии.
Слайд 7

Жизненный цикл локальных цивилизаций Каждая из цивилизаций которых проходит свой собственный

Жизненный цикл локальных цивилизаций

Каждая из цивилизаций которых проходит свой собственный путь

развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением
Слайд 8

Теоретики цивилизационного подхода Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не

Теоретики цивилизационного подхода

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического

самосознания удалось русскому социологу Н.Я.Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

О.Шпенглер также интерпретирует мировую историю как ряд независимых друг от друга культур проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. В теории локальных культур немецкий мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера «Закат Европы» имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны, вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма.

Слайд 9

Слайд 10

Проблемы философии истории проблема взаимодействия стран и народов в истории (например

Проблемы философии истории

проблема взаимодействия стран и народов в истории (например когда

достижения одного народа экспортируется к другому, например вестернизация)
проблема неравномерности исторического развития (переход эстафеты от одного народа к другому) -
Слайд 11

Проблемы философии истории Роль личности в истории

Проблемы философии истории

Роль личности в истории

Слайд 12

Проблемы философии истории проблема цели и смысла истории

Проблемы философии истории

проблема цели и смысла истории