Философский смысл проблемы бытия

Содержание

Слайд 2

Существует ли мир на самом деле и все вещи в нем,

Существует ли мир на самом деле и все вещи в нем,

в том числе человек и общество?

Существуют ли мышление, сознание? То есть, существует ли то, что мы считаем существующим?

Вопрос, конечно, не в том — существуют ли они на самом деле, а в том, как это выразить на языке философских понятий. Философа, утверждающего, что мир реально не существует, всерьез никто не примет.

Слайд 3

Небытие Противоположным понятием для бытия является понятие «небытие». Поэтому проблема бытия

Небытие

Противоположным понятием для бытия является понятие «небытие». Поэтому проблема бытия

есть в то же время и проблема объяснения небытия. То есть существует ли небытие? Если да, то как оно связано с бытием?
Слайд 4

В таком случае, что же такое окружающий мир, который движется и

В таком случае, что же такое окружающий мир, который движется и

изменяется?

По мнению элеатов, это вид небытия, постигаемый чувствами. Бытие же постигается только мыслью. Между двумя картинами мира нет ничего общего. Этот вывод парадоксален, но надо иметь мужество (говорили они) принять это. К этому принуждает мышление. Мысль о предмете и предмет мысли — это одно и то же. Значит, истинно существует лишь то, что мыслится. Тот, кто не согласен с этим, должен объяснить существование движения, возникновения и уничтожения.

Слайд 5

Проблема взаимосвязи бытия и небытия — вечная. Советский философ А.Н. Чанышев

Проблема взаимосвязи бытия и небытия — вечная. Советский философ  А.Н. Чанышев

считал небытие абсолютным и первичным.
Но как можно признать существующим несуществующее? Он отвечает: «А где вы видели существующее существующим?»
Слайд 6

А. Н. Чанышев указывает способы доказательства небытия. доказательство от времени доказательство

А. Н. Чанышев указывает способы доказательства небытия.

доказательство от времени
доказательство

от пространства
доказательство от движения
доказательство от возникновения нового

А. Н. Чанышев писал о небытии так: «Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждет, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами оно крадется за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие».

Слайд 7

Как видим, попытка философского решения проблемы бытия сразу ставит проблему объяснения

Как видим, попытка философского решения проблемы бытия сразу ставит проблему объяснения существования

вещей, движения, возникновения, уничтожения, а значит, и многообразия. В их разумном (с помощью доказательства) объяснении и заключается философский смысл проблемы бытия.
Слайд 8

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма Экзистенциализм

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

Экзистенциализм

– (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, - направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах.
Нужно различать три формы т. н. экзистенциализма:
1) экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit", 1927), осн. вопрос которой - о смысле бытия;
2) экзистенциальное озарение К. Ясперса ("Philosophie", 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции;
3) экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин ("L&Etre et le neant", 1943).
Слайд 9

С точки зрения Альбера Камю . Камю подробно рассматривает вопрос о

С точки зрения Альбера Камю

. Камю подробно рассматривает вопрос о

самоубийстве, который вполне закономерно встает при выше сформулированном заявлении о бессмысленности бытия человека в силу его безысходного завершения. Стоит ли жизнь быть прожитой? Камю говорил: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии».

Смерть представляется Камю главным свидетельством бессмысленности бытия в мире