Жан-Жак Руссо́

Содержание

Слайд 2

французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством —

французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая

используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник.
В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству.
Следующие произведения представляют собой дальнейшее развитие протеста Руссо против общественной тирании, тяготеющей над человеческой личностью. 
Слайд 3

Эмиль, или О воспитании

Эмиль, или О воспитании 

Слайд 4

Начало 60-х годов было самым плодотворным временем деятельности Руссо: «Новая Элоиза»

Начало 60-х годов было самым плодотворным временем деятельности Руссо: «Новая Элоиза»

выдвинула его в число крупнейших писателей эпохи. «Общественный договор» стал вершиной политической мысли XVIII века. Появившийся через два месяца после выхода «Общественного договора» роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» («Émile ou De l’éducation», 1762) опередил педагогическую мысль XVIII столетия.
Слайд 5

Руссо первым систематически изложил теорию естественного воспитания, которое учитывает особенности физического,

Руссо первым систематически изложил теорию естественного воспитания, которое учитывает особенности физического,

умственного и нравственного развития ребенка на разных этапах формирования его личности. Писатель выдвинул три важных положения: о целесообразности естественного воспитания, о различиях между детьми и взрослыми, о внутренних различиях между этапами развития детей.
Слайд 6

«Воспитание... дается нам или природою, или людьми, или вещами». Эти виды

«Воспитание... дается нам или природою, или людьми, или вещами».

Эти виды воспитания

должны находиться в единстве, иначе человека будут раздирать противоречия. Но воспитание со стороны природы от нас не зависит, а со стороны вещей — зависит лишь частично, и только третий вид воспитания управляем людьми.
Слайд 7

Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». Книга вторая

Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». Книга вторая

— «Детский возраст» — описывает Эмиля с 2 до 12 лет. Книга третья — «Отроческий период жизни» — посвящена периоду с 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает пору жизни Эмиля от 15 лет до его вступления в брак.
К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавляет пятую книгу — о воспитании девушки. Писатель — противник одинакового воспитания и обучения юноши и девушки. Так как цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то меняется и содержание всей воспитательной деятельности, и круг изучаемых предметов и ремесел.
Слайд 8

«Эмиль» не только трактат, это одновременно и роман. Как бы иллюстрацией

«Эмиль» не только трактат, это одновременно и роман. Как бы иллюстрацией

к трактату о воспитании является здесь история Эмиля.В романе рассказывается о юноше Эмиле, о его воспитании, обучении ремеслам, его любви к Софи и счастливом браке с ней.
«Эмиль» после его официального сожжения стал пользоваться такой популярностью, что книга, первоначально стоившая 18 ливров, потом продавалась по 2 луидора, по всей Европе распространялись перепечатки, выходившие в Голландии.
Слайд 9

Цель воспитания, по Руссо, состоит в по возможности лучшей подготовке воспитанника

Цель воспитания, по Руссо, состоит в по возможности лучшей подготовке воспитанника

к жизни: «Жить - вот ремесло, секреты которого я хочу ему передать. После моей науки он не будет - с этим я соглашаюсь - ни судьей, ни солдатом, ни священником: он, прежде всего, будет человеком…» Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней контактируя: «…Не нужно другой книги, чем мир; не нужно других установок, кроме фактов. Читая, ребенок не думает, она только то и делает, что читает; он не учит, а изучает слова».
Слайд 10

Идеи гуманизма. воспитание понимается как способ общественного переустройства. Чел. от рождения

 Идеи гуманизма.

воспитание понимается как способ общественного переустройства. Чел. от рождения

добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания – сохранить и разить прир.задатки.
Свобода есть условие естеств.воспит., ребенок делает то, что ему хочется, а не то, что ему приписывают (воспит.считает себя господином, но на деле – воспитатель – господин. Эмиль не чувств.гнёта воспитателя, при этом делает то, что хочет воспитатель).
Воспитатель ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. Ребенку ничего не навязватеся – ни наука, ни правила поведения, но он, жвиж.интересом, приобрет.опыт, из которого формул.выводы (Эмиль учиться читать только когда ему необходимо: он получает записки с приглашением на обед и ему их читают, но однажды не находится тот, кто может порчитать и Э.пропускает встречу, и поэтому желает сам научиться).
Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать зания, а не получать их готовыми – задача учения.
Воспитание должно быть деликатным, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие его естеств.задатков и возможностей. Основное воспит.зависит от окруж.людей – родит., воспит., учителей