Содержание
- 2. Две главные эпохи дравидско-арийская Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го
- 3. В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. Население
- 4. Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Другим не менее важным
- 5. взгляд на идеальное воспитание Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие
- 6. Книги с учениями Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании
- 7. К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой
- 8. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные
- 9. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была
- 10. Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее
- 11. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в программу обучения входило изучение древних
- 12. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение
- 13. Чему обучали? В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках
- 15. Крупнейшие центры образования в Древней Индии. В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии
- 18. Скачать презентацию
Две главные эпохи
дравидско-арийская
Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского
Две главные эпохи
дравидско-арийская
Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского
Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
Буддийская
У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру - собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.
Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.
Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии
Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней
Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
взгляд на идеальное воспитание
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на
взгляд на идеальное воспитание
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на
Книги с учениями
Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем
Книги с учениями
Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем
Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».
Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.
Суть обучения по «Бхагавадгите» состояла в следующем Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная
На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на
Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.
Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным
Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным
Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который,
Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который,
В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.
Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии
В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в
В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в
В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали
В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали
Чему обучали?
В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению
Чему обучали?
В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению
Крупнейшие центры образования в Древней Индии.
В ходе развития организованного воспитания и
Крупнейшие центры образования в Древней Индии.
В ходе развития организованного воспитания и
Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей Спектр изучаемых предметов был весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.