Генезис культуры в первобытную эпоху

Содержание

Слайд 2

Генезис культуры в первобытную эпоху Разработчик: Мельникова Светлана Витальевна, кандидат философских

Генезис культуры в первобытную эпоху

Разработчик:
Мельникова Светлана Витальевна,
кандидат философских наук,
доцент

кафедры культурологи и дизайна

Екатеринбург 2007

дисциплина: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА ЛЕКЦИИ:

Слайд 3

Предмет лекции: проблема происхождения культуры Цель: достичь понимания причин появления культуры

Предмет лекции:
проблема происхождения культуры
Цель:
достичь понимания причин появления культуры в

первобытном обществе. Изучить первые формы существования культуры.
Задачи:
Найти причины появления культуры в первобытном обществе
Дать понимание специфики первобытной культуры через своеобразие типов отношений человек-мир
Выделить основные веки первобытной культуры
Охарактеризовать специфику ранней (палеолит и мезолит) и поздней (неолит) первобытной культуры
Раскрыть сущность базовых для первобытного периода феноменов (бинарные оппозиции, тотемизм, мифология, искусство)
Слайд 4

Перечень социально-личностных компетенций, формирующихся в процессе знакомства с материалом Культурно-исторические компетенции:

Перечень социально-личностных компетенций,
формирующихся в процессе знакомства с материалом
Культурно-исторические компетенции:
способствовать

пониманию роли первобытного периода в человеческой истории, в формировании человеческой культуры
способствовать пониманию базовых для культуры феноменов (магия, миф, искусство и т.д.)
способствовать формированию представления о развитии человеческого рода
Слайд 5

Требования к уровню освоения материала Прослушав лекцию студенты должны: Иметь представление

Требования к уровню освоения материала
Прослушав лекцию студенты должны:
Иметь представление о

роли первобытного этапа в развитии человеческой культуры
Знать причины появления базовых для человеческой культуры феноменов
Знать характеристику первобытного мышления
Знать способ построения и специфику первобытной картины мира, уметь соотносит ее с основными пространственно-временными параметрами
Слайд 6

Слайд 7

План Периодизация первобытной культуры. 2. Особенности культуры донеолитического времени а) первые

План

Периодизация первобытной
культуры.
2. Особенности культуры донеолитического времени
а) первые человеческие коллективы,

их особенности, тотем и табу;
б) кровное родство как основа построения картины мира, анимизм,
партиципация;
в) система бинарных оппозиций.
3. Особенности культуры неолитического времени.
а) поселения неолитического периода, структура, социольные роли
индивидов в коллективе;
б) неолитическая картина мира как хронотоп. Миф как способ построения
картины мира. Признаки мифа;
в) мифологическое пространство (горизонталь, вертикаль,
символическое обозначение мировых зон);
г) мифологическое время (цикличность, линейность, сакральность,
профанность как характеристики времени). Роль ритуала в первобытной
культуре.
Слайд 8

Периодизация основных событий первобытности ____________________________⌂________________⌂___⌂_________→ 2000000 до н.э. 40000 до н.э.

Периодизация основных событий первобытности

____________________________⌂________________⌂___⌂_________→
2000000 до н.э. 40000 до н.э. 8000 л.

до н. 4000 до н.э.
2, 5 млн лет до н.э. появление предчеловека (австралопитеки) – первая орудийная и знаковая деятельность
40 тыс. лет до н.э. HOMO SAPIENS остался единственной человеческой ветвью на планете
8-7 тыс. лет до н.э. неолитическая революция
СУТЬ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Появление разделения труда.
4 тыс. до н.э. появление первых цивилизаций-государств, конец первобытности
Слайд 9

Суть неолитической революции Переход от присваивающего хозяйства к производящему Появление разделения труда.

Суть неолитической революции

Переход от присваивающего хозяйства к производящему
Появление разделения труда.

Слайд 10

Голова быка. Рисунок в пещере Руфиньяк. XYтыс. л. До н.э. Голова

Голова быка. Рисунок в пещере Руфиньяк. XYтыс. л. До н.э.

Голова быка.

Рисунок в пещере Руфиньяк. XYтыс. л. До н.э.
Слайд 11

Картина мира ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК – МИР Человек Природа Человек Бог Человек Общество Человек Человек Человек Вещь

Картина мира
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК – МИР
Человек Природа
Человек Бог
Человек Общество
Человек Человек
Человек Вещь


Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Тотем Тотем – растение или животное, реже – неодушевлённый предмет, который

Тотем
Тотем – растение или животное, реже – неодушевлённый предмет, который считается

кровным родственником (предком) данного родового коллектива.
Тотем - коллектив кровных родственников.
Тотем – территория проживания данного родового коллектива (свой лес, остров, степь и т.д.)
Функции тотема
Посредничество между человеческим и природным миром.
Консолидация родового коллектива.
Формирования ощущения родины (эмоциональная связь с территорией проживания)
Формирование климата психологического комфорта.

Тотем
Тотем – растение или животное, реже – неодушевлённый предмет, который считается кровным родственником (предком) данного родового коллектива.
Тотем - коллектив кровных родственников.
Тотем – территория проживания данного родового коллектива (свой лес, остров, степь и т.д.)
Функции тотема
Посредничество между человеческим и природным миром.
Консолидация родового коллектива.
Формирования ощущения родины (эмоциональная связь с территорией проживания)
Формирование климата психологического комфорта.

Слайд 15

Костюм гавайского короля. Гавайские острова. XYIII в.

Костюм гавайского короля. Гавайские острова. XYIII в.

Слайд 16

Знахарь в ритуальной раскраске. Австралия. Конец XIX века.

Знахарь в ритуальной раскраске. Австралия. Конец XIX века.

Слайд 17

Анимизм – одушевление природы. С точки зрения первобытного человека все объекты

Анимизм – одушевление природы. С точки зрения первобытного человека все объекты

природы – живые существа.

Видимое-невидимое
Л. Леви-Брюль:
«Первобытное мышление живёт в мире, где всегда действуют или готовы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы. …Всякий факт принимается за проявление одной или нескольких таких сил. …Видимый мир и невидимый едины, и события видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Этим и объясняется то место, которое занимают в жизни первобытных людей сны, предзнаменования, гадания в тысячах разных форм, заклинаний, жертвоприношений, ритуальных церемоний, магии».
Магия – способ манипуляции с неведомым, основанный на уверенности человека в своей способности изменить мир желаемым образом.

Слайд 18

Палеолитические Венеры.

Палеолитические Венеры.

Слайд 19

Шлем-маска. Тлинкиты.

Шлем-маска. Тлинкиты.

Слайд 20

Система бинарных оппозиций – первая логика древних, связанная с делением мира

Система бинарных оппозиций – первая логика древних, связанная с делением мира

по ценностному признаку на две противоположные части – опасную для человека и благоприятную ему.
Слайд 21

Особенности понимания Пространства и Времени в первобытной культуре: качественная разнородность; и

Особенности понимания Пространства и Времени в первобытной культуре:

качественная разнородность; и пространство

и время не столько количественные, сколько качественные характеристики;
заполненность, отсутствие пустоты;
конечность и замкнутость (даже невидимое пространство «вписано» в воображаемое яйцо или шар);
оживотворенность, субъектность (речка-Калиновка, изба Яги).
Слайд 22

Пространственная вертикаль: верхний, средний, нижний мир.

Пространственная вертикаль:

верхний, средний, нижний мир.

Слайд 23

Слайд 24

Сакральное время время, всегда связанное со смертью одного качественного состояния и

Сакральное время
время, всегда связанное со смертью одного качественного состояния и

началом нового, особое, праздничное время, требующее специальных ритуальных действий. Главный циклический праздник Новый Год.
Главный линейный праздник – ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ.

Профанное время – время обычное, повседневное, будни.

Слайд 25

Ритуал— исторически сложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой

Ритуал— исторически сложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой

способ и порядок исполнения действий строго канонизированы. Ритуальные действия должны были сопровождать любой праздник.

Ритуал— исторически сложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы. Ритуальные действия должны были сопровождать любой праздник.

Слайд 26

Признаки мифа Миф – это всегда ответ на вопрос «почему», он

Признаки мифа

Миф – это всегда ответ на вопрос «почему», он

возникает как способ объяснить неясное явление или процесс.
В основе мифа почти всегда лежат опыт столкновения со смертью. Самые глубокие и значимые мифы повествуют о предельных состояниях, вынуждая нас выйти за границы обыденного опыта (миф о неведомом).
Миф провозглашает реальность невидимого мира (мира богов, Горнего, духовного и т.д.). Он на равных правах с видимым входит в картину мира.
В мифе действуют особые герои, нетождественные обычному человеку по своим возможностям (первопредки, демиурги, первогерои, герои-освободители мира и т.д.).
Мифология всегда связана с ритуалом.
Миф показывает человеку, как следует себя вести (нормативный образец
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Типы мифов КОСМОГОНИЧЕСКИЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ТОТЕМНЫЕ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ СОЛЯРНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ Миф можно

Типы мифов
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ
КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ
ТОТЕМНЫЕ
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ
СОЛЯРНЫЕ
КАЛЕНДАРНЫЕ
ГЕРОИЧЕСКИЕ

Миф можно рассматривать как своеобразный адаптационный механизм, который помогал не

столько понять мир в его объективных причинно-следственных связях, сколько объяснить его, то есть привести в порядок (систему) совокупность субъективных образов мира, впечатлений о мире и о месте человека в нём.
Слайд 30

Слайд 31

австралопитек анимизм бинарные оппозиции гомо сапиенс инициация инцест космогония космология кровь

австралопитек
анимизм
бинарные оппозиции
гомо сапиенс
инициация
инцест
космогония
космология
кровь
магия
миф
неандерталец
палеолит
палеолитическая Венера
партиципация
профанный
неолит
ритуал
сакральный
символ
табу
тотем
тотемизм
фетишизм
хронотоп
экзогамия

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ТЕМЫ

Слайд 32

Выводы Специфика первобытного этапа в том, что все формы культуры не

Выводы

Специфика первобытного этапа в том, что все формы культуры не только

появлялись первые, они навсегда определяли специфику человеческого
В первобытный период сформировалась та человеческая информация, которая передавалась только культурным, знаковым путём
В первобытный период сформировались основные человеческие знаковые системы (первичные естественные языки)
В первобытный период возникли человеческие способы компенсации нежелательных психологических состояний
В первобытный период была структурирована природа, которая стала рассматриваться в человеческих параметрах пространства и времени
в первобытный период был структкурирован, культурно оформлен сам человек. котрый стал подчиняться в своём поведении культурным нормам