Гносеология (эпистемология) в системе философского знания

Содержание

Слайд 2

Что такое гносеология? Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы

Что такое гносеология?

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы

и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Гносеология как философская дисциплина анализирует всеобщие снования, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное истинное положение вещей.
Слайд 3

Два основных направления в гносеологии материализм идеализм

Два основных направления в гносеологии

материализм
идеализм

Слайд 4

В античности В Античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения знания

В античности

В Античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения знания и

мнения, истины и заблуждения. Знание принималось в единстве с его предметом.
Слайд 5

В средние века В средние века философия стала "служанкой теологии", а

В средние века

В средние века философия стала "служанкой теологии", а мысль

была подчинена авторитету догмата. Всякое знание имело два уровня: сверхъестественный, даваемый в "откровении" (оно содержится в текстах Библии) и естественный, отыскиваемый человеческим разумом (оно содержится в текстах Платона и особенно Аристотеля, и их поздних авторитетных комментаторов).
Слайд 6

Основной вопрос философии можно сформулировать следующим образом: «Как относятся наши мысли

Основной вопрос философии можно сформулировать следующим образом:
«Как относятся наши мысли

об окружающем нас мире к самому этому миру?
Возможно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?».
Гносеологические теории различаются в зависимости от того, как они отвечают на основной вопрос гносеологии.
Слайд 7

1. Гносеологический оптимизм Познавательная установка, утверждающая возможность достоверного, истинного познания предметов

1. Гносеологический оптимизм

Познавательная установка, утверждающая возможность достоверного, истинного познания предметов и

их сущностей. Устанавливает вектор на создание и развитие предпосылок познания, на разработку всеобщего философского метода вместе с частнонаучными методами и стремится к внедрению познавательных установок в различных отделах человеческой жизнедеятельности.
Слайд 8

2. Скептицизм Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение

2. Скептицизм

Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в

достоверности знания. Скептицизм чаще всего развивается в период ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем. Скептики стараются уходить от категорических суждений о чем-либо, а иногда и от суждений вообще. Императив скептицизма: «Я ничего не утверждаю; не утверждаю и того, что ничего не утверждаю».
Слайд 9

3. Агностицизм Агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающая возможность

3. Агностицизм

Агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающая возможность достоверного

познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем.
Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Важнейшим источником агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. В отличие от скептиков, агностики сомневаются в принципиальной познаваемости Бытия.
Слайд 10

Крупный шаг в развитии гносеологии был сделан европейской философией 17-18 вв.,

Крупный шаг в развитии гносеологии был сделан европейской философией 17-18 вв.,

главными для которой стали проблемы связи "Я" и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. В этот период гносеология заняла центральное место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний и степени их ценности.
Слайд 11

Взаимодействие чувственности и разума, эмпирического и рационального исследуется в гносео-логии, не

Взаимодействие чувственности и разума, эмпирического и рационального исследуется в гносео-логии, не

только как проблема происхождения знания, а прежде всего как проблема логического обоснования системы знания.

В этой связи философия 17-18 вв. анализировала взаимоотношение субъекта и материальной субстанции, "Я" и внешнего мира (и производные от них проблемы "внутреннего" " и внешнего" опыта, первичных и вторичных качеств и др.), возникшие как следствие осуществленного Декартом выделения субъекта (субъективного) как резко отличного от материальной субстанции и логически противоположного ей.

Слайд 12

Материалистический эмпиризм , выступая против превращения идеалистами - рационалистами мышления в

Материалистический эмпиризм , выступая против превращения идеалистами - рационалистами мышления в

самостоятельную субстанцию, в "реальную" вещь, остро критикуя декартовское учение о "врожденных идеях", не мог не признать самого факта существования "Я" как феномена психической жизни, непосредственно переживаемого познающим субъектом.
Эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение "внутреннего" опыта - проблему, неразрешимую в рамках метафизической формы материализма того времени. Слабости метафизического материализма были использованы субъективным идеализмом (Юм, Беркли), который спекулировал, прежде всего, на проблематике гносеологии.
Слайд 13

В немецкой классической философии проблемы гносеологии связываются с исследованием исторического раз-вития

В немецкой классической философии проблемы гносеологии связываются с исследованием исторического раз-вития

форм практической и познавательной деятельности.

В философской системе Канта впервые предпринимается попытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности, как онтологических, так и психологических. Кант постулирует зависимость реальности, субстанциональности от самого познания: объект, по Канту, существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.

Слайд 14

Утверждая диалектическую взаимосвязь субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность метафизического противопоставления.

Утверждая диалектическую взаимосвязь субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность метафизического противопоставления.

По Гегелю субъект и объект тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отсюда проистекал принцип совпадения диалектики, логики и гносеологии, сформулированный Гегелем на объективно-идеалистической основе.
Слайд 15

С точки зрения марксизма практика является движущей силой познания и сферой

С точки зрения марксизма практика является движущей силой познания и сферой

приложения. Реальность объективна, она существует вне и независимо от нашего сознания. Критерий истинности - практика. Абсолютная истина не достижима, так как мир бесконечен.
Слайд 16

С точки зрения логического позитивизма идеалом осмысленности является научное знание; все

С точки зрения логического позитивизма идеалом осмысленности является научное знание; все

предложения науки можно разделить на синтетические (высказывания эмпирических наук) и аналитические (истины логики, математики);классические философские проблемы не имеют смысла, ибо предполагаемые этими проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически - синтетическим, ни к аналитическим высказываниям.