Диалектика исторического процесса

Содержание

Слайд 2

Диалектика наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества

Диалектика

наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и

мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое.
Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей.
Слайд 3

Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об

Филосо́фия исто́рии (историосо́фия)

— раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных

закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Слайд 4

Философия истории: краткий очерк «Этот мировой порядок, тождественный для всех, не

Философия истории: краткий очерк

«Этот мировой порядок, тождественный для всех, не

создал яикго из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами вспыхивающим и мерами угасающим»,
- это одно из первых объяснений мирового исторического процесса принадлежит Гераклиту (VI-V вв. до н.э.). Пифагорейцы примерно в это же время определили исторический процесс как идеальную геометрическую фигуру - круг, мир они представляли себе гармоничным, законченным.
Слайд 5

Согласно подходу отечественного философа и религиозного мыслителя А. Ф. Лосева, античная

Согласно подходу отечественного философа и религиозного мыслителя А. Ф. Лосева,

античная философия истории есть философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), переселения душ (пифагорейцы, Платон). Такой подход к истории делал её в некотором роде бессмысленной и беспощадной к человеку: в нём нет ни смысла, ни управляющей силы, с которой человек мог бы взаимодействовать.
Слайд 6

Средневековая философия и христианское богословие внесли корректировки в эту концепцию, поставив

Средневековая философия и христианское богословие внесли корректировки в эту концепцию,

поставив началом истории рождение Христа, а ее концом - ожидаемый апокалипсис.
Таким образом, история в трудах христианских философов обрела законченность и смысл. Наличие высшей цели в историческом развитии напрямую связывалось здесь с идеей провиденциализма (Августин Блаженный), в которой история представляет собой систематическую реализацию Божьего плана управления.
Слайд 7

В XX в. законченность приобрела материалистическую концепцию истории (Маркса): согласно ей,

В XX в. законченность приобрела материалистическую концепцию истории (Маркса): согласно

ей, общество проходит в своём развитии первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.
Критерий развития – уровень производительности общественного труда.
Слайд 8

Философия истории невозможна без опоры на исторические науки. В пример можно

Философия истории невозможна без опоры на исторические науки. В пример

можно привести социальные и философские науки:
— экономика — общее в экономической сфере жизни современного общества
— политология — общее в политической сфере жизни современного общества;
— теория государства и права — общее в развитии государства;
— культурология — общее, особенное и конкретное в существовании,
функционировании и развитии сферы культуры;
— науковедение — общее, особенное и конкретное в развитии науки, в том
числе и исторической;
— социология — общее в строении и функционировании современного
общества;
Слайд 9

Философия и философские науки образуют философско-мировоззренческую и гносеологическую основу исторической науки

Философия и философские науки образуют философско-мировоззренческую и гносеологическую основу исторической

науки в её основных теоретико-методологических направлениях:
онтология
гносеология
эпистемология
социальная философия
философия истории
Слайд 10

Субъективные факторы исторического процесса — это разного рода способности людей своими

Субъективные факторы исторического процесса
— это разного рода способности людей своими

действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества.