Гуревич А.Я. «Человек средневековья»

Содержание

Слайд 2

Формы ориентации человека в мире, которые лежат в основе его отношения

Формы ориентации человека в мире, которые лежат в основе его отношения

к действительности, - это время и пространство.
Они были неразрывно связаны между собой и с наполняющей их «материей». Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте.
Слайд 3

В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он

В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он

воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный. Потусторонний мир  иногда даже затмевал собой мир земной. Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света.
Слайд 4

Новизна осуждалась. С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения.

Новизна осуждалась. С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения.

Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В связи с этим коллективная психология и коренные установки сознания развивались чрезвычайно медленно.
Слайд 5

Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные

Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные

и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога.
Слайд 6

Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности: умершие могли вернуться

Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности: умершие могли вернуться

к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне живущих, и мертвых.
Слайд 7

Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений

Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений

человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней  между абсолютным добром и абсолютным злом.
Слайд 8

Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспри­нимал природу как

Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспри­нимал природу как

свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно.
Слайд 9

Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели

Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели

ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, вос­принимал мир. 
Слайд 10

Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во

Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во

временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек) был дубликатом макрокосма (мироздания).