Иблис и шайтаны. Представление о сатане в религии

Содержание

Слайд 2

Сатан в Танахе (Тора (Пятикнижие) – Навиим (Пророки) – Ктувим (Писания))

Сатан в Танахе (Тора (Пятикнижие) – Навиим (Пророки) – Ктувим (Писания))
Satan

– “противник”, “антагонист”, причем речь может идти и о человеке, и о сверхъестественном существе.
В Торе Сатан упоминается только в связи с грехопадением Адама и Евы, все остальные упоминания относятся к пророческим книгам или книгам писания.
В Танахе представления об антагонисте Бога многослойны, нет четкой дифференциации: и Сатан, и змей.
Сатан не равен Богу, более того, он не может действовать без Его позволения.

Представление о сатане в иудаизме

Слайд 3

Наряду со словом Сатан встречается еще одно наименование – Самаэль. Развивается

Наряду со словом Сатан встречается еще одно наименование – Самаэль.
Развивается

мотив о том, что Сатан не может действовать самостоятельно, ему необходимо Божественное разрешение.

Сатана в Мидраше (раздел устной Торы)

Слайд 4

Сатан – олицетворение зла, ангел смерти, глава всех злых духов. Он

Сатан – олицетворение зла, ангел смерти, глава всех злых духов.
Он

неравный противник Бога, обреченный на поражение.

Сатан в Талмуде (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма)

Слайд 5

Для обозначения антагониста Бога используются слова “Сатана” и “дьявол” (от греч.

Для обозначения антагониста Бога используются слова “Сатана” и “дьявол” (от греч.

διάβολος  - “клеветник”).
Слово “дьявол” во мн. числе обозначает злых духов вообще.
В христианстве проясняется вопрос о природе Сатаны – он ангел, восставший против своего Бога и наказанный за это.
В Новом завете, по сравнению с Ветхим, содержится довольно много подробной и разнообразной информации о Сатане (глава падших ангелов, князь мира сего, человекоубийца и лжец, лукавый, хитрый, искуситель, обольститель) .

Сатана в христианстве

Слайд 6

Старообрядческая икона XIX века

Старообрядческая икона XIX века

Слайд 7

Вопрос терминологии; Вопрос о происхождении; Вопрос о внешности и характере; Вопрос

Вопрос терминологии;
Вопрос о происхождении;
Вопрос о внешности и характере;
Вопрос о цели Шайтана;
Вопрос

о местопребывании Шайтана;
Вопрос о времени существования Шайтана;
Вопрос о посмертной участи Шайтана;
Вопрос о защите от Шайтана.

Шайтан (Иблис) в исламе

Слайд 8

Иблис Кабир

Иблис Кабир

Слайд 9

Слайд 10

Шайтан в Коране имеет два имени: “Шайтан” и “Иблис”. Слово “Шайтан”

Шайтан в Коране имеет два имени: “Шайтан” и “Иблис”.
Слово “Шайтан” пришло

в арабский язык из древнееврейского.
Слово “Иблис” – искаженное греческого диаболос.
Другие имена Шайтана: “враг, неприятель, недруг”, “побиваемый камнями”, “нашептывающий”, “отступник”, “мятежный”, “скрывающийся”.

Шайтан в Коране

Слайд 11

Адам и Хавва

Адам и Хавва

Слайд 12

Шайтан не равен Богу; Шайтан был джинном, созданным из огня; Основная

Шайтан не равен Богу;
Шайтан был джинном, созданным из огня;
Основная задача Шайтана

– сбивать людей с прямого пути.
Слайд 13

Побивание дьявола камнями во время обряда хаджжа (1953)

Побивание дьявола камнями во время обряда хаджжа (1953)

Слайд 14