Содержание
- 2. ЛЕКЦИЯ 10. Альтернативный дизайн 70-е годы 10.1 Поп-культура и поп-дизайн 10.2 Альтернативный дизайн 10.3 Эксперименты с
- 3. Поп-культура и поп-дизайн в 70-е годы В 70-е годы в дизайне произошла смена приоритетов. На смену
- 4. Поп-арт, поп-дизайн –культура молодых В конце 59-х в обстановке процветающего «американского общества потребления» возникло новое течение
- 5. Оп-арт искусство и дизайн Направление Оп-арт , названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом
- 6. Радикальный дизайн. Антидизайн «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в
- 7. Радикальный дизайн. Антидизайн Желания у представителей радикального дизайна проектировать элегантные изделия больше не было, они старались
- 8. Радикальный дизайн. Группа «Алхимия» Инго Маурер известный немецкий дизайнер. Поэт света. В галерее его проектов свыше
- 9. Группа «Алхимия». Ре-дизайн Постепенно группа «Алхимия» выросла в очень влиятельную творческую организацию. Ее лидеры ратовали за
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2
ЛЕКЦИЯ 10. Альтернативный дизайн 70-е годы
10.1 Поп-культура и поп-дизайн
ЛЕКЦИЯ 10. Альтернативный дизайн 70-е годы
10.1 Поп-культура и поп-дизайн
10.2 Альтернативный дизайн
10.3 Эксперименты с анти-дизайном
10.4 Алхимия: ре-дизайн
10.5 Концептуальные поиски советских дизайнеров
10.3 Эксперименты с анти-дизайном
10.4 Алхимия: ре-дизайн
10.5 Концептуальные поиски советских дизайнеров
Слайд 3
Поп-культура и поп-дизайн в 70-е годы
В 70-е годы в дизайне
Поп-культура и поп-дизайн в 70-е годы
В 70-е годы в дизайне
произошла смена приоритетов. На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика. Многие дизайнеры в капиталистическом мире не желали видеть себя «лишь продолжением рук индустрии». Вопрос о задачах дизайна в обществе ставился уже по-новому – «вопрос о функции предмета в чисто техническом аспекте перерос в символическое и социальное». Оппозиционная культура хиппи, антивоенное движение в Америке, европейские волнения студентов, стала основой для изменения ценностей, которое нашло свое выражение в движении «Антидизайн». В США появились первые теории, которые ставили в центр культурные, психологические и семантические аспекты, которые привели к зарождению теории постмодернизма (Кристофер Александер – статья «Город не дерево» и др.). Сначала в Англии, затем в Италии и Германии образовывались радикальные течения против функционализма, которые происходили из установок молодежных субкультур. Британская поп-музыка, американское движение «хиппи» (протест в одежде – рваные джинсы и длинные волосы ) принесли язык формы «flower-power» (сила цветов), которые с поп-артом повлиял на графический дизайн, моду и экспериментальную мебель. Движение «хиппи» пробудило интерес к этническом у стилю.
Мода на одежду «из бабушкиного сундука», 1972
Ив Сен-Лоран
Коллекция «Русский балет», 1976
На концерте «Битлз на стадионе «Ши» в Нью-Йорке», 196
Обложка диска «Сержант Пеппер» группы «Битлз», 1967
Мода на одежду «из бабушкиного сундука», 1972
Ив Сен-Лоран
Коллекция «Русский балет», 1976
На концерте «Битлз на стадионе «Ши» в Нью-Йорке», 196
Обложка диска «Сержант Пеппер» группы «Битлз», 1967
Слайд 4
Поп-арт, поп-дизайн –культура молодых
В конце 59-х в обстановке процветающего «американского
Поп-арт, поп-дизайн –культура молодых
В конце 59-х в обстановке процветающего «американского
общества потребления» возникло новое течение в искусстве поп-арт. Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство. Оно базируется на рекламе , ему присуще эфемерность и быстротечность, виртуозное мастерство и превращения. Взятые отдельно или вмонтированные в коллажи предметы ( в стиле комиксов, страниц из журналов, фотографий), эти предметы словно насмехаются над зрителем своими размерами. Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джейсмс Розенквист. Но бесспорно отцом поп-арта остается Энди Уорхол с его знаменитыми шелкографиями, прославляющими Мерелин Монро. Стиль «поп» был стилем для молодых. Идея добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «сегодня использовал – завтра выбросил». Это был настоящий прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Переход к «культуре недолговечности». Среди дизайнеров, работающих в стиле «поп-арт», особой популярностью пользовался пластик ярких радужных цветов и необычных смелых форм.
Энди Уорхол
Мерелин Монро, 1962
Петер Мурдок
Детское кресло из ламинированного картона, 1963 (икона поп-арта)
Рой Лихтенштейн
Девушка с лентой в волосах, 1965
Банка томатного супа, 1961-62
Пневматическое кресло «Sacco», 1968
Аллен Джонс
«Стол, кресло и вешалка из женских фигур», 1969
Энди Уорхол
Мерелин Монро, 1962
Петер Мурдок
Детское кресло из ламинированного картона, 1963 (икона поп-арта)
Рой Лихтенштейн
Девушка с лентой в волосах, 1965
Банка томатного супа, 1961-62
Пневматическое кресло «Sacco», 1968
Аллен Джонс
«Стол, кресло и вешалка из женских фигур», 1969
Слайд 5
Оп-арт искусство и дизайн
Направление Оп-арт , названное из-за увлечения
Оп-арт искусство и дизайн
Направление Оп-арт , названное из-за увлечения
его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико-психологических особенностей зрительного восприятия, Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Искусство являлось строго беспредметным и развивалось на геометрической абстракции. С использованием возможностей новых материалов и технических средств, создаваемых наукой, в том числе и лазерной технологией. Главным теоретиком стиля оп-арт был французский художник Виктор Вазарели. Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерской направленности противостоял «современному движению» функционализма, заявлявшему «меньше – значит лучше» и привел впоследствии к радикальному дизайну 70-х. Он черпал свое вдохновение из многочисленных источников: Ар-нуво, Оп-арт, Арт-Деко, Футуризм, Сюрреализм, Восточный мистизизм, Кич. Поп-дизайн сменил возрождающиеся ремесла, с одной стороны, и стиль «хай-тек», с другой, тем самым был положен фундамент для нарождающегося стиля «Постмодерн».
Обложка журнала «Vogue», 1965
Интерьер Мексиканского павильона на олимпийских играх 1968 года в Мехико
Ваза из стекла фирмы «Филипс», 1965
Гае Ауленти
«Черные и белые» складные стулья, 1966
Обложка журнала «Vogue», 1965
Интерьер Мексиканского павильона на олимпийских играх 1968 года в Мехико
Ваза из стекла фирмы «Филипс», 1965
Гае Ауленти
«Черные и белые» складные стулья, 1966
Слайд 6
Радикальный дизайн. Антидизайн
«Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная
Радикальный дизайн. Антидизайн
«Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная
реакция протеста на господствующий в то время «Хороший дизайн». Историю возникновения и развития антидизайна обычно связывают с итальянским дизайном. Более применимым на практике двойником радикального дизайна был так называемый «Антидизайн», который отличался большей экспериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов. Одной из первых групп радикального дизайна в Италии была создана Архизум во Флоренции. Она выступала против элегантного дизайна. По стилю работы группы перекликаются с поп-дизайном и кичем.
Гаэтано Пеше
Кресла из полиуретана, 1969
Группа «Архизум»
«Кресло «Мисс», 1969
Кровать «Elettro Rosa», 1965
Жилой ландшафт, 1970
Чезаре Касати
Лампа «Пилюля», 1968
Гаэтано Пеше
Кресла из полиуретана, 1969
Группа «Архизум»
«Кресло «Мисс», 1969
Кровать «Elettro Rosa», 1965
Жилой ландшафт, 1970
Чезаре Касати
Лампа «Пилюля», 1968
Слайд 7
Радикальный дизайн. Антидизайн
Желания у представителей радикального дизайна проектировать элегантные изделия
Радикальный дизайн. Антидизайн
Желания у представителей радикального дизайна проектировать элегантные изделия
больше не было, они старались думать концептуальнее и глобальнее, по-новому смотреть на процесс предметного формообразования. «Мы хоти принести в дом все, что раньше оставалось наружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок». Основными центрами «радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция и Турин. Вместе с «Архизум» основу движения «радикальный дизайн» составляли итальянские группы: «Суперстудио, «Струм» и «Либидарх».
Жилой ландшафт «Малита», 1966
Софа из автомобильных покрышек, 1974
Группа «Штрум»
Мебель для сидения и лежания из полиуретана «Большой луг», 1970
Гаэтано Пеше
Кресло из полиуретана, 1969
Группа «Архизум»
Кресло-скульптура «Joe» в виде огромной бейсбольной перчатки, 1970
Жилой ландшафт «Малита», 1966
Софа из автомобильных покрышек, 1974
Группа «Штрум»
Мебель для сидения и лежания из полиуретана «Большой луг», 1970
Гаэтано Пеше
Кресло из полиуретана, 1969
Группа «Архизум»
Кресло-скульптура «Joe» в виде огромной бейсбольной перчатки, 1970
Слайд 8
Радикальный дизайн. Группа «Алхимия»
Инго Маурер известный немецкий дизайнер. Поэт света.
Радикальный дизайн. Группа «Алхимия»
Инго Маурер известный немецкий дизайнер. Поэт света.
В галерее его проектов свыше 100 ламп и осветительных систем. Галогеновая система Инго Маурера считается важнейшей инновацией последних 20 лет. После некоторого спада в конце 70-х возникает вторая волна антидизайна. Во много это связано с появлением студии «Алхимия», которая была создана в 1976 году архитектором Алессандро Гурьеро как галерея экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Само название «алхимия» было дано как насмешка над научными фундаментальными представлениями о стиле «модернизм». Произведения группы представляли собой головокружительное соединение популярной культуры и радикального китча.
Инго Маурер
Светильник «Zetttel»»Z» (Листки), 1997
Светильник «Lucellino», 1992
Светильник «Bulb», в форме колб электроламп, 1968
«Студио 65»
Кресло «Капитель», 1970
Гюнтер Белциг
Стул «Floris», 1972
Инго Маурер
Светильник «Zetttel»»Z» (Листки), 1997
Светильник «Lucellino», 1992
Светильник «Bulb», в форме колб электроламп, 1968
«Студио 65»
Кресло «Капитель», 1970
Гюнтер Белциг
Стул «Floris», 1972
Слайд 9
Группа «Алхимия». Ре-дизайн
Постепенно группа «Алхимия» выросла в очень влиятельную творческую
Группа «Алхимия». Ре-дизайн
Постепенно группа «Алхимия» выросла в очень влиятельную творческую
организацию. Ее лидеры ратовали за возвращению дизайну значимости и вместе с тем спонтанности. В восьмидесятые годы творческим лидером «Алхимии» стал Алессандро Мендини. Его мебель в стиле «ре-дизайн» - кресла «Суперлегера» Жио Понти и «Василий» Марселя Бройера принесли «надменность» «хорошего дизайна». Дизайн Студии «Алхимия» был мотивирован политически и был очень важен для второй фазы итальянского радикального дизайна, который в 80- годы достиг высшего пика.
Студия «Алхимия»
Шкаф из проекта, 1981
Эторе Сотсас (Студия «Алхимия»)
Стол, 1979
Алессандро Мендини
Ре-дизайн кресла Бройера, 1980
Алессандро Мендини
Софа «Кандинский», 1979
Студия «Алхимия»
Шкаф из проекта, 1981
Эторе Сотсас (Студия «Алхимия»)
Стол, 1979
Алессандро Мендини
Ре-дизайн кресла Бройера, 1980
Алессандро Мендини
Софа «Кандинский», 1979