Содержание
- 2. «Фотография оставляет открытыми мгновения, которые сразу же перекрываются напором времени» Морис Мерло-Понти «Фотография фиксирует вечность, на
- 3. «Быть в Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая». В.В.
- 4. Сегодня мы живем в век фотографии, которая сопровождает нас на протяжении всей жизни. Для нас это
- 5. Не был исключением и центр Алтайского округа — г. Барнаул, тем более что горные инженеры, по
- 6. Натуралисты и путешественники возлагали на новое открытие — светопись — большие надежды. Географы, этнографы, ботаники не
- 7. Но немало разочарований и неудач ждало фотографов. Тяготы походов в холод и высокогорье с неудобными и
- 8. Представим себе фотографа конца XIX начала ХХ века, собирающегося в путешествие. Портативных аппаратов не было. Стеклянные
- 9. И вот, казалось бы, в невероятных условиях на заре изобретения фотографии и начала работы географической науки
- 10. Плодом труда Полторацкой являлся интереснейший этнографический и видовой альбом, посвященный Алтаю и Семипалатинской области, названный: «Виды
- 12. Со времени основания Алтайского горного округа многие из лиц, состоявших на службе в его главном управлении,
- 13. Василий Васильевич Сапожников 1861-1924 Российский ботаник и географ, путешественник. Ректор Томского университета. Министр народного просвещения в
- 15. В.В. Сапожников начал свои исследования на Русском Алтае в 1895 году и продолжил их в течении
- 17. В 1897 году в Томске вышел из печати дневник путешествия В.В. Сапожникова «По Алтаю» с сорока
- 19. В 1897 году Серия алтайских фотографий была очень хорошо встречена в среде географов. Снимки были помещены
- 21. За свой последний труд «Монгольский Алтай в его истоках Иртыша и Кабдо» профессор В. В. Сапожников
- 23. Большую роль в судьбе В. В.Сапожникова сыграл его учитель К. А. Тимирязев. Верный идеям передовой науки
- 24. Сергей Иванович Борисов 1859-1935 Русский фотограф, известный своей этнографической алтайской серией сделанной между 1907 и 1914
- 26. Если бы проводился опрос с целью назвать лучшего и наиболее известного фотографа Барнаула конца ХIХ века,
- 28. В 1900 году Борисову удаётся попасть на Всемирную выставку фотографии в Париже. Там он покупает справочник
- 30. Вспоминает Татьяна Сергеевна Борисова, дочь фотографа: «Столичный павильон у отца был очень большой, с наклонной стеклянной
- 32. С 1907 года С.И. Борисов начинает свои фотоэкспедиции по Горному Алтаю, продолжавшиеся три года. Сделано до
- 34. Ежедневно давалось по 2-3 сеанса. Комментировал показ диапозитивов сам автор, заинтересованный в просвещении сограждан. Газета «Жизнь
- 36. С. И. Борисов много ездил по городам Сибири с показом своих работ, которые сопровождал кратким пояснением
- 38. Фотографии Борисова часто появлялись в периодической, научно-популярной, коммерческой печати. «Сибирский торгово-промышленный календарь» неоднократно выражал благодарность талантливому
- 40. Многое изменилось как в Горном Алтае, так и в рудном, остались одни описания и предания прошлых
- 41. Альфред Арьевич Позняков Родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Фотограф, краевед, путешественник, кинодокументовед, преподаватель Алтайского
- 42. Альфред Арьевич Позняков родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Окончил десятилетку и пошел служить в
- 44. Любовь к Горному Алтаю началась, когда его в 1967 году пригласили поиграть на туристической базе на
- 46. Из каждой поездки Альфред Арьевич привозил отснятые фотографии и кинофильмы. Каждый его фильм имеет по несколько
- 48. В 1983 году получил высшее образование в Алтайском государственном институте культуры. В 1984 году, после окончания
- 50. Ученики Познякова работают по специальности в Америке, Германии, Москве, республике Алтай, в телекомпаниях г. Барнаула: ГТРК
- 52. А. А. Позняков известен как автор фотографий, слайдов, фильмов. На фестивалях в Москве, Вильнюсе и Пятну,
- 54. Долгие годы Альфред Арьевич, как член Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, неоднократно отстаивал
- 56. Им написано более 100 статей об истории развития фотографии в Барнауле и сделана портретная галерея своих
- 57. За большой вклад в развитие кино и телевидения Альфред Арьевич награжден: медалью лауреата Второго Всесоюзного фестиваля
- 59. Дальнейшие годы были не менее плодотворны в творческом плане. А.А. Позняков плодотворно сотрудничает с Демидовским фондом.
- 61. Плодотворны совместные проекты Альфреда Арьевича с Сибирским гуманитарно-экологическим институтом. Отснятые им видеофильмы «Страна моей мечты», «Культурное
- 63. «Недооценка замысла, его изобразительной формы, ослабляет силу снимка», - считает А. А. Позняков. Воплотить внутренний образ
- 65. Различные издания, в том числе зарубежные, используют его слайды и черно-белые фотографии. Их только за пять
- 66. В 2016-м году, в отделе абонемента Алтайской краевой библиотеки им. В. Я. Шишкова, прошла выставка фотоаппаратуры
- 75. Скачать презентацию
«Фотография оставляет открытыми мгновения, которые сразу же перекрываются напором времени»
Морис
«Фотография оставляет открытыми мгновения, которые сразу же перекрываются напором времени»
Морис
«Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности»
Али Смит
«Быть в Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и
«Быть в Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и
В.В. Сапожников
Сегодня мы живем в век фотографии, которая сопровождает нас на протяжении
Сегодня мы живем в век фотографии, которая сопровождает нас на протяжении
Не был исключением и центр Алтайского округа — г. Барнаул, тем
Не был исключением и центр Алтайского округа — г. Барнаул, тем
Барнаульской интеллигенции, хорошо знакомой с работой оптических и геодезических приборов, не так уж трудно было овладеть технически не сложным, хотя хрупким и громоздким фотоаппаратом. В обиходе появились дорожные камеры большого формата, объективы для съёмки ландшафтов.
Натуралисты и путешественники возлагали на новое открытие — светопись — большие
Натуралисты и путешественники возлагали на новое открытие — светопись — большие
Но немало разочарований и неудач ждало фотографов. Тяготы походов в холод
Но немало разочарований и неудач ждало фотографов. Тяготы походов в холод
Представим себе фотографа конца XIX начала ХХ века, собирающегося в путешествие.
Представим себе фотографа конца XIX начала ХХ века, собирающегося в путешествие.
Снаряжение фотографа много весило, а оснащение больших экспедиций составляло тяжёлую кладь. Но были и другие трудности, связанные и с самим творческим процессом, с низкой чувствительностью фотопластин. Длительные выдержки при экспонировании, при сильных порывах ветра, делали снимок не четким «смазанным», при транспортировке, стекло билось от бездорожья, и др.
И вот, казалось бы, в невероятных условиях на заре изобретения фотографии
И вот, казалось бы, в невероятных условиях на заре изобретения фотографии
Плодом труда Полторацкой являлся интереснейший этнографический и видовой альбом, посвященный Алтаю
Плодом труда Полторацкой являлся интереснейший этнографический и видовой альбом, посвященный Алтаю
Со времени основания Алтайского горного округа многие из лиц, состоявших на
Со времени основания Алтайского горного округа многие из лиц, состоявших на
Василий Васильевич Сапожников
1861-1924
Российский ботаник и географ, путешественник. Ректор Томского университета. Министр
1861-1924
Российский ботаник и географ, путешественник. Ректор Томского университета. Министр
Окончил Пермскую гимназию, естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Предпринял научные экспедиции в Русский Алтай, Семиречье, Саяны и в Монгольский Алтай, во время которых собрал обширный гербарий, подробно описал растительность и флору Алтая, исследовал его оледенение, открыв много новых ледников и определив высоту главных вершин.
Во время экспедиций много фотографировал, его научное наследие составляет 10 тысяч фотопластинок и около 1000 цветных диапозитивов.
В.В. Сапожников начал свои исследования на Русском Алтае в 1895 году
В.В. Сапожников начал свои исследования на Русском Алтае в 1895 году
В 1897 году в Томске вышел из печати дневник путешествия В.В.
В 1897 году в Томске вышел из печати дневник путешествия В.В.
Так отзывается о фотографе и историк фотографии С. А. Морозов: «У Сапожникова был дар художника. Он сам проявлял негативы и печатал снимки. Зимой, несмотря на занятость, не жалел времени на расцветку диапозитивов от руки прозрачными красками. Фотограф-ученый достигал исключительной тонкости в передаче полутонов. Его публичные лекции и доклады, сопровождающееся диапозитивами, собирали всегда большую аудиторию».
В 1897 году Серия алтайских фотографий была очень хорошо встречена в
В 1897 году Серия алтайских фотографий была очень хорошо встречена в
Фотоархив В.В. Сапожникова составлял тысячи снимков. Это «Коллекция–монография». Здесь и знаменитые алтайские вершины, «белки», панорамы ледников, виды долин, горных рек Катуни, Бухтармы и других. Среди снимков виды горных озер, перевалы и горные тропы, морены и горячие источники, водопады и тихие уголки заповедных чащ, лесные массивы и крупным планом снятые экземпляры алтайской флоры, улицы поселков и групповые фотографии семей жителей Алтая.
За свой последний труд «Монгольский Алтай в его истоках Иртыша и
За свой последний труд «Монгольский Алтай в его истоках Иртыша и
Возвращаясь из первого путешествия по Алтаю, 24 августа 1895 г. он посетил барнаульский музей, о чем свидетельствует автограф в книге почетных посетителей.
Газета «Жизнь Алтая» за 24 апреля 1911 года писала, что после выступления профессора Сапожникова в Барнаульском общественном собрании 21 апреля, он обратился к аудитории с следующими словами : «И я не могу не вспомнить, что в этом году исполнилось 15 лет с того времени, как я впервые в Барнауле представил аудитории результаты своих первых робких шагов в изучении Алтая. У нас и у меня лично, существует связь с барнаульской аудиторией. Мне лестно то внимание, которое вы уделили мне в течение трех дней. Общий интерес привел сюда и вас, и меня. У нас создалось общее дело, общий интерес – вопросы науки, вопросы патриотизма. Надеюсь, встретимся с вами еще раз».
Большую роль в судьбе В. В.Сапожникова сыграл его учитель К. А.
Большую роль в судьбе В. В.Сапожникова сыграл его учитель К. А.
В его выступлениях встречается множество ценных замечаний, связанных с практическим применением фотографии. Тимирязев был талантливым фотографом-пейзажистом, умевшим отлично передать красоты природы. А свой талант и опыт он стремился передать ученикам. Достойным продолжателем дела учителя и стал В.В.Сапожников.
Сергей Иванович Борисов
1859-1935
Русский фотограф, известный своей этнографической алтайской серией сделанной между
Сергей Иванович Борисов
1859-1935
Русский фотограф, известный своей этнографической алтайской серией сделанной между
Если бы проводился опрос с целью назвать лучшего и наиболее известного
Если бы проводился опрос с целью назвать лучшего и наиболее известного
У Сергея Ивановича Борисова сложная и необычная судьба. Родился он в Симбирске, в семье дворовых крестьян примерно в 1850 году. Был мальчиком на побегушках в магазине, затем вместе с небольшим бродячим музыкальным театром баронессы Розен путешествовал по стране — был заправщиком ламп, артистом, певцом, увлёкся новым по тем временам делом и приобрел профессию фотографа. Спасаясь от голода, бежал в Сибирь. В Барнаул приехал уже с фотоаппаратом, навыками и желанием полностью отдаться новой профессии. Купил домик и городе и открыл фотоателье, которое располагалось на одной из центральных улиц города — Бийской (Никитина) между Московским (Ленинским) проспектом и Соборным (Социалистическим) переулком.
В 1900 году Борисову удаётся попасть на Всемирную выставку фотографии в
В 1900 году Борисову удаётся попасть на Всемирную выставку фотографии в
Из Парижа Борисов привёз не только технологию изготовления бумаги, но и оборудование для фотосалона, так называемые «будуары». Они были самыми богатыми и интересными в городе: пианола, столики, подставки, шторы, ковры цветы, сменные задники-драпри или пейзажи.
Вспоминает Татьяна Сергеевна Борисова, дочь фотографа: «Столичный павильон у отца был
Вспоминает Татьяна Сергеевна Борисова, дочь фотографа: «Столичный павильон у отца был
Нет, наверное, ни одной старой барнаульской семьи, где не было бы фотографии, сделанной здесь: купцы, военные, инженеры, милые девушки, почтенные старцы, гимназисты. Память о них хранится на кусках картона, красиво именуемых «паспарту».
После барнаульского пожара, когда дом-ателье Борисова сгорел, Сергей Иванович жил в Народном доме и работал там костюмером. Он создал в городе театральную любительскую труппу, был там режиссёром, артистом, певцом.
С 1907 года С.И. Борисов начинает свои фотоэкспедиции по Горному Алтаю,
С 1907 года С.И. Борисов начинает свои фотоэкспедиции по Горному Алтаю,
Экспедиция 1910 года, была наиболее плодотворной. За одно лето удалось сфотографировать сёла Чёрный Ануй, Улалу, Чемал, реку Катунь с притоками, реки Оро-Чаган, Коргон. Борисову удалось сделать более 1000 снимков отдалённых труднодоступных уголков Алтая. Глядя на них, современные учёные могут дать характеристику не только старинному укладу жизни алтайцев, но и сравнительный анализ того, как изменился пейзаж в результате вырубки кедра.
Вернувшись из экспедиции, фотограф купил волшебный фонарь-диапроэктор, освещавший экран площадью в семь квадратных аршин (3,5 квадратных метра) и вручную раскрасил все диапозитивы. Демонстрация снимков состоялась 14 и 16 января в зрительном зале Народного дома (ныне здание филармонии).
Ежедневно давалось по 2-3 сеанса. Комментировал показ диапозитивов сам автор, заинтересованный
Ежедневно давалось по 2-3 сеанса. Комментировал показ диапозитивов сам автор, заинтересованный
С. И. Борисов много ездил по городам Сибири с показом своих
С. И. Борисов много ездил по городам Сибири с показом своих
Вот что писал Сибирский Торгово-промышленный календарь за 1911 год: «Иллюстрируя статьи «Алтайские инородцы», «Катунь и её притоки», «Горные озера Алтая», «Дачные местности на Алтае» некоторыми фотографическими снимками, любезно нам уступленными барнаульским фотографом С. И. Борисовым, считаем долгом принести ему нашу искреннюю благодарность. Борисов посвятил три года на объезд «Жемчужины Сибири» с целью фотографирования. В это посещение Алтая ему удалось снять до 1500 фотографических снимков и, потому, нет, кажется, такого места, где бы не побывал Борисов. Кроме того, Борисов уже получил заказ от члена московской торговой экспедиции в Монголию г. Морозова на изготовление своих снимков к волшебному фонарю для Харьковского земледельческого училища. Все снимки Алтая Борисовым будут приспособлены и для стереоскопа».
Фотографии Борисова часто появлялись в периодической, научно-популярной, коммерческой печати. «Сибирский торгово-промышленный
Фотографии Борисова часто появлялись в периодической, научно-популярной, коммерческой печати. «Сибирский торгово-промышленный
Продолжал работать Борисов и после революции в фотоартели «Объединение». Конечно, о собственном ателье говорить не приходилось, но ведь мастерство осталось, недаром даже в советское время он имел награды.
Правда, преклонные годы не позволяли ему совершать поездки по Горному Алтаю, он полностью отдался работе и любимому увлечению — любительскому театру.
Многое изменилось как в Горном Алтае, так и в рудном, остались
Многое изменилось как в Горном Алтае, так и в рудном, остались
Альфред Арьевич Позняков
Родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Фотограф, краевед,
Альфред Арьевич Позняков
Родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Фотограф, краевед,
Работал в фотолаборатории краеведческого музея и участвовал в исследованиях природы и истории края. С научными экспедициями посетил Сибирь и Заполярье.
Альфред Арьевич Позняков родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Окончил
Альфред Арьевич Позняков родился 17 июля 1936 года в Барнауле. Окончил
В армии Позняков окончил военную школу и стал авиатором-механником. Работал в генштабе противовоздушной обороны и обслуживал самолеты. После армии вернулся в Барнаул и работал на заводе «Химволокно». Еще в армии Позняков А. А. научился играть на барабане и каждую субботу Альфред играл на танцах в заводском клубе. Играл джаз. Джаз-бэнд, в котором Позняков был барабанщиком, гастролировал сначала по ресторанам Барнаула, потом играл в филармонии и театре юного зрителя, затем в Усть-Каменогорске, Караганде, Джамбуле.
Любовь к Горному Алтаю началась, когда его в 1967 году пригласили
Любовь к Горному Алтаю началась, когда его в 1967 году пригласили
Помимо этого, он теперь всерьез занялся фотографией. Фотоаппарат мать подарила Альфреду, когда он учился в школе, но большого значения этому не придавал. Не представлял, что будет работать в фотолаборатории краеведческого музея. Это случилось в 1972 году. Работа в музее имела положительные стороны. Главная – возможность общения со многими интересными людьми, в первую очередь, с исследователями природы и истории края, участие в совместных исследованиях.
Из каждой поездки Альфред Арьевич привозил отснятые фотографии и кинофильмы. Каждый
Из каждой поездки Альфред Арьевич привозил отснятые фотографии и кинофильмы. Каждый
Фильмы Познякова мифологичны. Все его работы объединяет – безграничная любовь к природе и человеку. Он верит, что человек и природа – это единое целое и, что люди должны жить сердцем, только при этом они могут называться людьми.
В 1983 году получил высшее образование в Алтайском государственном институте культуры.
В 1983 году получил высшее образование в Алтайском государственном институте культуры.
Ученики Познякова работают по специальности в Америке, Германии, Москве, республике Алтай,
Ученики Познякова работают по специальности в Америке, Германии, Москве, республике Алтай,
Альфред Арьевич поддерживает тесные отношения с преподавателями Алтайского краевого колледжа культуры, с Кемеровским университетом культуры и искусства, Алтайским краеведческим музеем, Бийским краеведческим музеем им. В. Бианки, с Сибирским гуманитарно-экологическим институтом, Демидовским фондом, институтом повышения квалификации, Алтайским государственным художественным музеем. Он является организатором и участником многих фотовыставок в городе Барнауле. Принимает участие в работе жюри краевых выставок.
А. А. Позняков известен как автор фотографий, слайдов, фильмов. На фестивалях
А. А. Позняков известен как автор фотографий, слайдов, фильмов. На фестивалях
Долгие годы Альфред Арьевич, как член Президиума Всероссийского общества охраны памятников
Долгие годы Альфред Арьевич, как член Президиума Всероссийского общества охраны памятников
Им созданы фотоальбомы «Мадаай Кара» (1995 г.), «Республика Алтай» (1996 г.), «Актар» (1997 г.), «Древние курганы», буклет «Республика Алтай» (1998 г.), «Тайны древних курганов Алтая» (2000 г.), кинофильмы и видеоленты «Эль-Ойын в Улагане» (1995 г.), «Петроглифы Туру-Алты», «Эль-Ойын в Онгудайском районе» (1996 г.) и другие.
Им написано более 100 статей об истории развития фотографии в Барнауле
Им написано более 100 статей об истории развития фотографии в Барнауле
За большой вклад в развитие кино и телевидения Альфред Арьевич награжден:
За большой вклад в развитие кино и телевидения Альфред Арьевич награжден:
Дальнейшие годы были не менее плодотворны в творческом плане. А.А. Позняков
Дальнейшие годы были не менее плодотворны в творческом плане. А.А. Позняков
Налажен контакт с Алтайским государственным университетом, региональным центром информации «Алтай-информика». Слайд-шоу на основе работ Альфреда Арьевича Познякова получило высокую оценку на симпозиуме Юнеско «Edit 96» в Москве, во время проведения «Дней Алтайского края» в Париже (1996 г.). Алтайский региональный WWW-сервер, созданный при «Алтай-информике» и представляющий Алтайский край в глобальной компьютерной сети Internet, знакомит пользователей сети с красотами Алтая, увиденными через объектив фотохудожником Альфредом Арьевичем Позняковым.
Плодотворны совместные проекты Альфреда Арьевича с Сибирским гуманитарно-экологическим институтом. Отснятые им
Плодотворны совместные проекты Альфреда Арьевича с Сибирским гуманитарно-экологическим институтом. Отснятые им
Например, фильм «Страна моей мечты» Альфред Арьевич снял в Индии. Его поразил храм Бахаи в форме лотоса в Нью-Дели. Он считается храмом всех религий. Внутри нет никаких культовых предметов – только голые стены, купол потолка и скамьи для посетителей. Любой может прийти туда и находится, сколько желает, главное – не произносить ни звука, чтобы каждый мог подумать о своем.
Позняков прошел всеми тропами, по которым ходил Николай Рерих, и постарался запечатлеть Гималаи такими, какими их видел русский живописец и философ.
«Недооценка замысла, его изобразительной формы, ослабляет силу снимка», - считает А.
«Недооценка замысла, его изобразительной формы, ослабляет силу снимка», - считает А.
мир через красоту и постижение истины, вызвать у зрителя эстетическое наслаждение. «Не в том дело, чтобы снять портрет – копию с натуры, а в том, чтобы образ был освящен философским мировоззрением автора, тогда портрет будет наделен глубоким смыслом», - убежден маэстро Позняков.
Различные издания, в том числе зарубежные, используют его слайды и черно-белые
Различные издания, в том числе зарубежные, используют его слайды и черно-белые
Таким образом, Альфред Арьевич Позняков – разносторонний, творческий и целеустремленный человек. Он музыкант, турист, исследователь, этнограф, оператор, преподаватель. Но особенно ценны его фотографии. Позняков А. А. – мастер фотоискусства.
В 2016-м году, в отделе абонемента Алтайской краевой библиотеки им. В.
В 2016-м году, в отделе абонемента Алтайской краевой библиотеки им. В.
Часть из представленных экспонатов вы можете увидеть на последующих слайдах.