Содержание
- 2. Национальный костюм Смоленской губернии Как известно, главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха, которая использовалась не только
- 3. Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских регионах преобладала вышивка, в белорусских
- 4. Верхняя женская одежда, сезонная, для улицы (курты, чекмени, безрукавки, сермяги, шубы) тоже украшались сукном, сафьяном, тесьмой.
- 6. В комплекс старинной крестьянской одежды мужчин входили рубаха домотканого полотна, пояс, штаны (порты), лапти, сапоги. Рубахи
- 8. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Русский мужской костюм состоял из холщовой рубахи, штанов и лаптей с
- 9. Женская одежда была похожа на мужскую, хотя и имела ряд отличий. Так, в частности, женская рубаха
- 11. Национальный костюм Курской губернии Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно
- 13. Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной ткани. Рукава рубахи были втачные,
- 15. Национальный костюм Ростовской губернии «Зипуны - то у нас серые , да умы - то бархатные
- 16. Характер, особенности и традиции женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек, сочетал в себе элементы одежды
- 17. Красивая, помпезная, но малоудобная форма казакам не нравилась и внедрялась медленно и с трудом. Как говорил
- 18. Национальный костюм Московской губернии Основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая на балахон, она была
- 20. Основой мужского костюма также составляла прямая рубаха до колен. Носили рубаху навыпуск и обязательно с нешироким
- 22. Национальный костюм Воронежской губернии Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка (рис. 4). Шилась она
- 23. Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или парных подвесок. Подвески представляли собой
- 24. Национальный костюм Архангельской губернии Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя юбка. Как самостоятельная часть
- 26. Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав мужского костюма. Наряду с косовороткой
- 28. Национальный костюм Белгородской губернии Белгородские женщины носили рубахи с прямыми поликами (редко с трапециевидными, бытовавшими на
- 29. Головной убор.Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма — головной убор. Всевозможные виды кокошников
- 31. Национальный костюм Владимирской губернии Основу женского традиционного русского костюма Владимирской губернии, как других славянских народов, составляла
- 33. Национальный костюм Вологодской губернии Костюм выполнен из ткани ручного ткачества пестрядь (или «клитцетина» – так на
- 35. Мужские рубахи-косоворотки шились длинными (иногда до колен) и туникообразными. На пошив будничных рубах использовали пестрядь, суровый
- 37. Крестьянский калужский костюм первой половины XIX в. характеризуется традиционными формами южновеликорусского костюма. На территории губернии бытовали
- 39. Национальный костюм Нижегородской губернии Русский народный женский костюм северных районов Нижегородского края состоял из сарафанного комплекса
- 41. Национальный костюм Орловской губернии Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество,
- 43. Национальный костюм Псковской губернии Как известно, традиционная мужская одежда раньше, чем женская, начала претерпевать изменения, и
- 44. Обувались псковичи, в основном, в поршни или лапти. Поршни делали из цельного куска кожи, в начале
- 46. Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в
- 48. Национальный костюм Самарской губернии Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах Самарской губернии,
- 49. Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя и сарафановый комплекс, на что
- 51. Национальный костюм Тамбовской губернии Основой женского костюма была длинная рубаха, которую в разных селениях могли называть
- 52. Женские головные уборы подразделялись на девичьи и женские. По головному убору можно было легко определить социальное
- 53. В состав мужской одежды входила рубаха и штаны (порты). Последние шили из холста, пестряди или набойки.
- 55. Национальный костюм Тамбовской губернии Начнем с мужской одежды крестьянского населения. В самой Твери и во всех
- 57. Скачать презентацию
Национальный костюм Смоленской губернии
Как известно, главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха,
Национальный костюм Смоленской губернии
Как известно, главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха,
Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских
Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских
Верхняя женская одежда, сезонная, для улицы (курты, чекмени, безрукавки, сермяги, шубы)
Верхняя женская одежда, сезонная, для улицы (курты, чекмени, безрукавки, сермяги, шубы)
В комплекс старинной крестьянской одежды мужчин входили рубаха домотканого полотна, пояс,
В комплекс старинной крестьянской одежды мужчин входили рубаха домотканого полотна, пояс,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Русский мужской костюм состоял из холщовой рубахи,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Русский мужской костюм состоял из холщовой рубахи,
Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверху исподнего платья, подпоясывались низко и слабо узким пояском, который назывался опояска. По подону и по краям рукавов рубахи расшивались узорами.
Мужские штаны (порты) шились без разрезов. Основной материал из которого они изготовлялись - сермяга (грубая шерстяная ткань), холст, сукно, шелк.
Штаны стягивались узлом, с помощью которых регулировалась их ширина. По длине штаны достигали только колен.
Наиболее распространенный цвет штанов красные, хотя встречаются и другие цвета - желтые и лазоревые.
Непременным атрибутом мужской одежды являлся пояс, выходить без него на люди считалось неприличным.
Женская одежда была похожа на мужскую, хотя и имела ряд отличий.
Женская одежда была похожа на мужскую, хотя и имела ряд отличий.
Позднее русская одежда приобрела несколько дополнительных типов - рубаха и сарафан, расширенный к низу и подпоясанный на груди: рубаха, юбка; рубаха, исподница, понева.
Голова замужней женщины убиралась волосником (подубрусником) шапочкой из материи, поверх которой одевался платок (убрус).
Кроме этого, существовали и другие головные уборы замужних женщин - кики, кокошники и прочее.
Девушки носили на голове венцы (обручи без верха). При чем волосы обязаны были быть заплетены в косы.
Для украшения иногда использовали, в случае замужних женщин, различного рода имитаторы волос - косицы. Например, в Северном Оренбуржье, а также в Тамбовской области - это перья птицы соединенные вместе и обшитые бахромой.
Национальный костюм Курской губернии
Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для
Национальный костюм Курской губернии
Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для
Женские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы.
Пояс – шерстяной, тканный, в полоску кушак, длиной 320 см., шириной 16,5 см, концы которого с бахромой.
Головная повязка из цветного ситца.
Обувь — кожаные туфли.
Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной
Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной
Будничные рубахи шили из темного материала праздничные из красного или белого материалов и украшали богатой вышивкой. Мужские штаны были домотканые или набивные. Головной убор мужчин представлял собой белый, реже коричневый колпак
Национальный костюм Ростовской губернии
«Зипуны - то у нас серые , да
Национальный костюм Ростовской губернии
«Зипуны - то у нас серые , да
Зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назывались походами за зипунами. С зипунами носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки – трухменки.»
Характер, особенности и традиции женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек,
Характер, особенности и традиции женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек,
Нижняя одежда: рубаха , шаровары ,кубелёк.
Верхняя одежда: шуба из овчины, мехом внутрь, по краям обработана мехом выдры, бобра. Шуба была очень больших размеров.
Красивая, помпезная, но малоудобная форма казакам не нравилась и внедрялась медленно
Красивая, помпезная, но малоудобная форма казакам не нравилась и внедрялась медленно
Как говорил герой войны 1812года Багратион:«Для свободного действия пикой надобно быть одетым как можно легче и удобнее, без затяжки и натяжки, одетыми, как наши бесцеремонные казаки».
Национальный костюм Московской губернии
Основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая
Национальный костюм Московской губернии
Основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая
Поверх рубахи женщины надевали длинный, расширенный книзу сарафан. Застежками служили мелкие пуговицы. Повседневные сарафаны были синего цвета, праздничные — красного. По всем швам праздничный сарафан украшали цветными каймами — однотонными или узорчатыми. В Московской губернии преобладали два вида сарафанов: саян (или кумашник) и круглый. Саян был косоклинный, его носили на распах или сшивали передние полотнища между собой. Круглый сарафан был прямым, с лямками, за пределами Московской губернии его называли московским. Передняя часть костюма могла быть закрыта длинным прямым передником на лямках, доходящим до колен. На ногах в допетровское время женщины носили сапожки или полуботинки на каблучках. В XVIII в. кожаную обувь носили только городские жительницы, в деревнях были лапти, а сапоги стали частью праздничного костюма. Полушубки и суконные армяки служили верхней одеждой[2].
Основой мужского костюма также составляла прямая рубаха до колен. Носили рубаху
Основой мужского костюма также составляла прямая рубаха до колен. Носили рубаху
Летом мужчины носили чёрный сермяжный кафтан и балахон. В богатом Московском уезде кафтаны шили из тонкого сукна, привезенного из дальних стран. Простые жители города одевались в скромные кожухи или полушубки, богатые москвичи — в кожухи, декорированные дорогой материей, кружевами, драгоценными камнями. Для того, чтобы показать свой достаток богачи носили верхнюю одежду не только для тепла зимой, но и весной и летом. Шубы подпоясывались кушаками, тканными из шерсти или шелка. На голову надевали войлочную шляпку, имеющие небольшие отвороты, а зимой — меховые колпаки[1].
Национальный костюм Воронежской губернии
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка
Национальный костюм Воронежской губернии
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка
Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или
Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или
Национальный костюм Архангельской губернии
Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя
Национальный костюм Архангельской губернии
Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя
Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав
Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав
Национальный костюм Белгородской губернии
Белгородские женщины носили рубахи с прямыми поликами (редко
Национальный костюм Белгородской губернии
Белгородские женщины носили рубахи с прямыми поликами (редко
Самый распространенный материал для рубах — замашка — конопляная материя домашнего производства. В селах с развитым искусством ткачества мастерицы изготавливали узорные полотна в технике белым по белому) с рельефными геометрическими орнаментами. С середины XIX века для верхней части рубах стали использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, кисею и миткаль, а в самых богатых семьях их шили целиком из атласа.
Рубаха — один из древних предметов одежды, с которым связано немало традиций и ритуалов. Особая тема — украшение рубах вышивкой. Это было чрезвычайно важное и ответственное дело, поскольку узоры, размещенные на вороте, подоле и манжетах рубахи несли не только эстетическую, но и сакрально-защитную функцию. Кроме того, белгородские женщины украшали специальными символами плечи и предплечья, чтобы из рук никогда не уходила сила, так необходимая для работы на земле.
В большинстве белгородских деревень были в ходу геометрический и растительный орнаменты, которые вышивались счетной гладью или крестом. В цветовой гамме вышивок преобладал красный цвет, а также сочетание красного и черного.
Головной убор.Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма —
Головной убор.Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма —
Национальный костюм Владимирской губернии
Основу женского традиционного русского костюма Владимирской губернии, как
Национальный костюм Владимирской губернии
Основу женского традиционного русского костюма Владимирской губернии, как
Национальный костюм Вологодской губернии
Костюм выполнен из ткани ручного ткачества пестрядь (или
Национальный костюм Вологодской губернии
Костюм выполнен из ткани ручного ткачества пестрядь (или
Сарафан – круглый на лямках с отрезной спинкой – также выполнен из льняной ткани домашнего ткачества пестрядь. Низ его оформлен оборкой. Передник выполнен из белого льна и оформлен широкой каймой браного ткачества, тесьмой и оборкой из цветной хлопчатобумажной ткани. Пояс изготовлен вручную из полушерстяных нитей желто-оранжевых и зеленых тонов в технике вязания крючком. Завершает костюм женский головной убор – борушка.
Мужские рубахи-косоворотки шились длинными (иногда до колен) и туникообразными. На пошив
Мужские рубахи-косоворотки шились длинными (иногда до колен) и туникообразными. На пошив
На пограничье Уфтюги и Кокшеньги бытовала любопытная традиция – украшать сапоги молодых женатых мужчин подвертками – орнаментированными концами полотенца, которое дарила мужчине невеста. Полотенце разрывали на равные части, наворачивали на ноги по типу портянок, а нарядные, богато украшенные вышивкой концы выпускали наружу.
Крестьянский калужский костюм первой половины XIX в. характеризуется традиционными формами южновеликорусского
Крестьянский калужский костюм первой половины XIX в. характеризуется традиционными формами южновеликорусского
Калужские поневы имели локальные различия: каждое село, уезд имели свои особенности в декоре, размере поневной клетки. Особое декоративное звучание характеризовало праздничные поневы. Встречались поневы из красного сукна, парчи, бархата, полотнища понев украшались лентами, галуном. В Жиздринском уезде поневы оформлялись дополнительно своеобразными пушками из шерстяных ниток, пуговицами, блестками. Поневы Перемышльского уезда отличались украшением золотым позументом, галуном, тесьмой, цветными лентами, зубцами, почти целиком застилающими клетчатую ткань.орным ткачеством, цветными лентами, кумачом, цветным кружевом, бахромой.
Костюм с поневой включает рубаху, поневу, передник, навесные украшения, головной убор, обувь. Рубаха с прямыми поликами имеет рукава, сплошь орнаментированные на верхних участках, зрительно просматриваемых на фигуре. Рукава по низу собраны на манжету. Полики выполнены из кумача с узорным ткачеством, ластовицы — из красной ткани. Манжеты завершаются отделкой цветными шелковыми лентами.
Национальный костюм Нижегородской губернии
Русский народный женский костюм северных районов Нижегородского края состоял из
Национальный костюм Нижегородской губернии
Русский народный женский костюм северных районов Нижегородского края состоял из
полосой и по подолу. Праздничные епанечки простегивали золотыми или серебряными нитями, покрывали шелком.
Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству. Замужние женщины, проживавшие в северных районах Нижегородского края в праздничные дни надевали кокошники или повои. На юге области предпочитали сороки и кички. Головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты.
Повседневная обувь - лапти. Зажиточные крестьянки носили коты (башмаки с суконной белой или красной оторочкой и завязками).
Национальный костюм Орловской губернии
Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения
Национальный костюм Орловской губернии
Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения
Национальный костюм Псковской губернии
Как известно, традиционная мужская одежда раньше, чем женская,
Национальный костюм Псковской губернии
Как известно, традиционная мужская одежда раньше, чем женская,
Как и русские крестьяне других губерний, псковичи носили рубахи, сшитые из пестрядинного холста домашнего изделия, из ситца или кумача. Шили рубахи туникообразными по покрою, с невысоким стоячим воротником, чаще всего с косым воротом. Такие рубахи на Псковщине, как и везде в России, назывались косоворотками. Праздничные рубахи предпочитали шить из красной материи. Носили рубахи, не заправляя в порты, навыпуск, и опоясывали их тонким хлопчатобумажным поясом. Наиболее распространенными на всей Псковщине были тонкие пояса шириной в 1,5-2 см, с кистями или лоскутками на концах. Их плели на пяльцах, вилочках, ткали на дощечках и на ткацких станах. Будничные пояса делались более узкими из хлопчатобумажных ниток или пополам с грубой шерстью, праздничные - более широкими, для молодых мужчин и парней - более яркими. Часто их украшали надписями-пожеланиями. Большое количество таких поясов (в том числе 10 с надписями) находится в ПМЗ.
Порты делали на кушаке, который застегивался на пуговицу, с узкими штанинами и прорехой спереди. Их шили из полосатой пестряди или синей выбойки.
Обувались псковичи, в основном, в поршни или лапти. Поршни делали из
Обувались псковичи, в основном, в поршни или лапти. Поршни делали из
Мужскими головными уборами на Псковщине в XIX - начале XX в. были шапки и фуражки. Шапки носили зимой. Их делали на вате, без козырька, с широким мерлушечьим околышем и черной плисовой тульей. Летом носили фуражки фабричного производства. Кроме фуражек, летом псковичи носили широкополые соломенные шляпы, которые в праздник украшали венками из желтых, синих и красных бумажных цветов, прикреплявшихся вокруг тульи. В Порховском у. в середине XIX в. бытовали низкие черные шляпы, которые, по свидетельству современника, заменили прежние с очень высокой и узкой верхушкой. Зимой порховичи носили шапки с четырехугольным околышем или малахаи с меховыми ушами.
Поверх рубах псковичи надевали армяки или кафтаны, или и то и другое вместе и подпоясывались кушаками, которые специально завязывали ниже талии. Чаще всего кушаки были гарусными (род мягкой крученой шерстяной пряжи), красными или полосатыми, ярких цветов.
В целом, верхняя мужская одежда на Псковщине была достаточно однообразна, несмотря на незначительные территориальные отличия. В качестве верхней одежды, кроме армяков и кафтанов, носили халатообразные носовы и балахоны, зимой - шубы и тулупы.
Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из
Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из
Национальный костюм Самарской губернии
Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах
Национальный костюм Самарской губернии
Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах
Концы рукавов оставляли свободными или собирали в сборки. Иногда рукава обшивали кружевами, расшивали вышивкой - гладью или крестом, как правило, двух цветов, красным и черным.
Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.
Несмотря на то, что рубахи отличались по своему крою, внешне они были похожи друг на друга. Вокруг шейного выреза делалось большое количество бориков. Рукава шили широкими, пышными.
Все типы рубах имели ворот в виде узкой полоски ткани - "обшивки"; края иногда покрывались вышитым рисунком или тесьмой красного цвета.
Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя
Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя
В Самарской губернии женщины на работу надевали рубаху и юбку, а при выходе из дома – сарафан. Также юбки женщины надевали и под сарафан, для того чтобы «толще казаться».
С конца 19-го века начинают появляться различные переходные формы от сарафана к платью и юбке, жакеты городского, мещанского покроя; стали входить в быт нижние рубашки, сшитые без рукавов, с большим шейным вырезом и с широкими проймами.
Национальный костюм Тамбовской губернии
Основой женского костюма была длинная рубаха, которую в
Национальный костюм Тамбовской губернии
Основой женского костюма была длинная рубаха, которую в
Женские головные уборы подразделялись на девичьи и женские. По головному убору
Женские головные уборы подразделялись на девичьи и женские. По головному убору
В состав мужской одежды входила рубаха и штаны (порты). Последние шили
В состав мужской одежды входила рубаха и штаны (порты). Последние шили
Рубахи носили поверх штанов, навыпуск. У пожилых мужчин рубахи доходили до колен, а молодые парни носили более короткие рубахи. Рубахи чаще всего были туникообразного прямого покроя. Шили рубаху из одного прямого полотнища, перегнутого пополам и двух прямых или скошенных бочков с прямыми рукавами и довольно широкими ластовицами из той же или ситцевой кумачевой ткани. Ворот собирался на узкую обшивку и застегивался на пуговицу. Особым элементом кроя рубахи была "подоплека", которая выкраивалась из грубого холста и пришивалась "углом" от плеч к середине спины. Встречались также рубахи с клиньями по бокам.
Национальный костюм Тамбовской губернии
Начнем с мужской одежды крестьянского населения. В самой
Национальный костюм Тамбовской губернии
Начнем с мужской одежды крестьянского населения. В самой