Кла́удио Монтеве́рди. Выполнила: Ученица 11 класса А

Содержание

Слайд 2

Содержание. Вводная часть. Биография. Творчество. Оперы. Заключение.

Содержание.

Вводная часть.
Биография.
Творчество.
Оперы.
Заключение.

Слайд 3

Вводная часть. Кла́удио (Джова́нни Анто́нио) Монтеве́рди (итал. Cláudio (Giovánni António) Montevérdi;

Вводная часть.

Кла́удио (Джова́нни Анто́нио) Монтеве́рди (итал. Cláudio (Giovánni António) Montevérdi; 15 мая 1567 (крещен в этот

день),Кремона — 29 ноября 1643, Венеция) — итальянский композитор.
Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы, в том числе опера Орфей, которая исполняется и в наши дни.
Слайд 4

Биография Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной

Биография

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в

семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей. С детских лет обучался у М.-А. Индженьери, капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые сборники, включавшие небольшие мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 годах (Cantiunculae Sacrae , 1582; Madrigal Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборника) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562—1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.
В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов. Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
В течение тридцати лет, прожитых в Венеции, Монтеверди создал большинство своих музыкально-драматических произведений для театрального или камерно-сценического представления.
Около 1632 г. Монтеверди был рукоположен в священники.
Слайд 5

Слайд 6

Ничто не привлекало его так, как обнажение внутреннего, душевного мира человека

Ничто не привлекало его так, как обнажение внутреннего, душевного мира человека

в его драматических коллизиях и конфликтах с окружающим миром. Монтеверди — подлинный первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана. Он — истый певец душ человеческих. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее». Монтеверди — решительный противник идиллического искусства, не идущего дальше звукописи «амурчиков, зефирчиков да сирен». И поскольку его герой — герой трагический, «мелопоэтические фигуры» его отличаются остро напряженным, зачастую диссонантным интонационным строем. Закономерно, что этому мощному драматическому началу, чем дальше, тем более тесно становилось в границах камерного жанра. Постепенно Монтеверди приходил к различению «мадригала жестов» и «мадригала нежестикулированного».
Слайд 7

Творчество. Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная

Творчество.

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка.

Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.
Слайд 8

В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра:

В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение

Улисса (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира.
Слайд 9

Оперы. Орфей (L’Orfeo, 1607) Ариадна (1608) (сохранилась только знаменитая ария «Плач

Оперы.

Орфей (L’Orfeo, 1607)
Ариадна (1608) (сохранилась только знаменитая ария «Плач Ариадны»)
Андромеда (для Мантуи)
Мнимая безумная

Ликори — одна из первых комических опер в Италии
Похищение Прозерпины
Свадьба Энея и Лавинии
Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640);
Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642)