Культура эпохи модерна

Содержание

Слайд 2

Модерн Модерн — одно из названий стилевого направления в европейском и

Модерн

Модерн — одно из названий стилевого направления в европейском и американском

искусстве кон. ХІХ — нач. ХХ век. В Бельгии, Великобритании и США, он известен как «новое искусство», в Германии — «Югенд-стиль», в Австрии — «стиль Сицессиона», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — модернизм (modernismo).
Модерн возникает в условиях кризиса буржуазной культуры, как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на усилие позитивизма и прагматизма.
Слайд 3

Модерн Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902

Модерн

Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 -

1906.

Ф. Ходлер. "День". 1898 - 1900. Художественный музей. Берн.

Слайд 4

Этапы модерна в культуре западной Европы Период становления модерн обозначен национально

Этапы модерна в культуре западной Европы

Период становления модерн обозначен национально романтичными

захватами, интересом к средневековому и народному искусству. Этот этап характеризуется возникновением художественно ремесленных, которые противопоставляли себя капиталистической индустрии.
«Зрелое» модерн приобретает черты интернационального стиля, который базируется на применении принципиально новых художественных форм. В противовес эклектизма с его интересом к достоверности воссоздания отдельных деталей исторического и национального стилей, модерн стремился возродить дух стилевого единства художественных организмов. Это обусловило возникновение нового типа художника-универсала, который совмещает в одном лице архитектора, графика, живописца, дизайнера и теоретика.
Слайд 5

Цивилизация модерна и её черты После премодерн в его различных вариациях

Цивилизация модерна и её черты

После премодерн в его различных вариациях и

формах, западная цивилизация перешла к организации своей социальной жизни на иных основаниях и преследуя ранее неизвестные цели. Сам этот переход сопровождался возрастанием субъектности, а с ней и технологических возможностей овладения материей истории в её пространственно-временных и субстратных формах. Речь всё же идет о более широком и фундаментальном процессе рационального охвата мира, с последующим изменением структуры и функций входящих в него подсистем – природы, социума, человека, да и самой истории.
Несомненно, что в центре этого процесса стоит Французская революция с её Liberte – Egalite - Fraternite, подготовленная всем ходом Просвещения, но сама ставшая эталоном последующих социальных преобразований на основе разума. В таком случае именно проективное видение путей развития цивилизации модерна, становится важнейшей чертой наступающей эпохи. 
Слайд 6

Цивилизация модерна и её черты Примирение искусства с жизнью достигается отрицанием

Цивилизация модерна и её черты

Примирение искусства с жизнью достигается отрицанием всех

признаков реального бытия, вплоть до отрицания образа творчости вообще, отрицание самой функции искусства как зеркала мира. Отсюда две черты любого модерн: гипертрофия субъективной воли художника в борьбе против враждебной ему реальности и падения идеальных пределов субъективности под давлением лишенного смысла развития событий. Единственный носитель прекрасного для модерн — это искусство, где и создается (а не отображается) истинная красота.
Слайд 7

Хронологические рамки модерна как история цивилизации Хронологические рамки искусства Модерна очень

Хронологические рамки модерна как история цивилизации

Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего

каких-нибудь тридцать лет приблизительно 1886-1914 гг. Однако Модерн - это не один какой-либо стиль, множество различных стилей и течений составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX вв. имел "значение этап завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности.
Слайд 8

Хронологические рамки модерна как история цивилизации Главным содержанием периода модерна стало

Хронологические рамки модерна как история цивилизации

Главным содержанием периода модерна стало стремление

к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. Г.Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в с таким историко-культурным понятием, как бидермейер.
Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы.
Слайд 9

Культура возрождения Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. В

Культура возрождения

Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. В это

время были заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. В это же время сложилась реалистическая система в искусстве. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.
Слайд 10

Культура возрождения Раннее Возрождение Боттичелли. Весна, 1478 Галерея Уффици, Флоренция Высокое

Культура возрождения

Раннее Возрождение Боттичелли. Весна, 1478 Галерея Уффици, Флоренция

Высокое Возрождение Леонардо да Винчи. Мадонна

Литта 1490-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 11

Культура возрождения В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства

Культура возрождения

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и

красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников.
Слайд 12

Культура возрождения Искусство Возрождения прошло этапы Раннего (15 век соответствует времени

Культура возрождения

Искусство Возрождения прошло этапы Раннего (15 век соответствует времени зарождения

капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), Высокого (90-е годы 15 столетия — первая треть 16 века) и Позднего Возрождения (вторая половина 16 столетия).
В разных странах оно проявило себя по-разному. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения. Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого Проторенессанса (предвестия Возрождения), раннего, высокого и позднего Возрождения, причем в рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное манеристическое направление, не способствующее познанию действительности.
Слайд 13

Культура возрождения Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор,

Культура возрождения

Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель,

музыкант, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело (1475-1564) – скульптор, архитектор, художник, поэт; Рафаэль (1483-1520) – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер (1471-1528) – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»), который создал несколько десятков картин, 250 гравюр на дереве, сотни рисунков и акварелей, создал гениальный труд о художественной перспективе. Все эти художники олицетворяли главные ценности культуры возрождения: интеллект, гармония, мощь (три главных принципа эпохи возрождения).
Слайд 14

Культура возрождения Северный Ренессанс Дюрер. Мадонна с грушей 1512, Музей истории

Культура возрождения

Северный Ренессанс Дюрер. Мадонна с грушей 1512, Музей истории искусства, Вена

Позднее Возрождение Тициан.

Венера Урбинская 1538, Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 15

Ценности культур возрождения В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом

Ценности культур возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на

первый план выдвигаются идеи гуманизма (человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV— XVI веков.
Гуманизм развивается как идейное движение, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.
Слайд 16

Культурные достижения, деятельность возрождения Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому,

Культурные достижения, деятельность возрождения

Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к

античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особенно художественной.
Раньше коллекционированию подвергались памятники письменной культуры - книги, рукописи, создавались библиотеки. Сейчас коллекционировать стали произведения искусства. Страсть к коллекционированию охватила всех. В культуре увидели продукт, предмет, который необходимо сохранить, так как он представляет ценность.
Слайд 17

Культурные достижения, деятельность возрождения В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь

Культурные достижения, деятельность возрождения

В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то

деятельность художника, скульптора, архитектора, мо­реплавателя или поэта — воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.
У древних греков созерцание ставилось выше деятель­ности (исключение составляла государственная деятель­ность). Созерцание, по мнению греков, приобщало челове­ка к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков дискредитированы рабским трудом.
Слайд 18

Культурные достижения, деятельность возрождения В средние века отношение к деятельности несколько

Культурные достижения, деятельность возрождения

В средние века отношение к деятельности несколько меняется.

Христианство рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лица твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души: молитва, богослуже­ние, чтение священных книг.
В эпоху Возрождения деятельность приобретает твор­ческий характер. С ее помощью человек не просто удов­летворяет свои нужды, а созидает новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.
Личность теперь как бы перенимает, берет на себя твор­ческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того.
Слайд 19

Культурные достижения, деятельность возрождения Здесь средневековая маска спадает и перед нами

Культурные достижения, деятельность возрождения

Здесь средневековая маска спадает и перед нами предстаёт

творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее произведение искусства.