серебряный век» русской культуры

Содержание

Слайд 2

ОБРАЗ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» Конец XIX — начало XX в. представляет собой

ОБРАЗ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом­ную

эпоху не только в социально-политической, но и ду­ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере­жила страна за сравнительно небольшой исторический пе­риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Слайд 3

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие раз­витие русского общества по пути европейских культур,

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие раз­витие русского общества по пути европейских культур,

по­лучают достойное воплощение в просвещении, науке, ис­кусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возрос­ли ее связи с другими странами. Это отразилось на широ­ком применении новейших достижений научно-техническо­го прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и пе­дагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю­чается в том, что Россия обогатила мировую культуру дости­жениями в самых разнообразных областях.
Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называ­ют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествую­щих "золотых" эпох.
Слайд 4

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Система образования в России включала три ступени: начальную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Система образования в России включала три ступени: начальную среднюю

и высшую школу.
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие курсы
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала.
Слайд 5

НАУКА На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в

НАУКА

На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том

числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики.
К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот
Достижение П.Н. Лебедева заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
И.П. Павлова (1849—1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский.
И. И. Мечников (1845—1916), стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.
Слайд 6

НАУКА Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В

НАУКА

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии

получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853—1900).
Слайд 7

НАУКА Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский П.Н. Лебедев И.П. Павлова

НАУКА

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

П.Н. Лебедев

И.П. Павлова

Слайд 8

ЛИТЕРАТУРА Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали

ЛИТЕРАТУРА

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н.

Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.М. Горький.
Одновременно в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма.
В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство
Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм.
Слайд 9

ЛИТЕРАТУРА Л.Н. Толстой А.П. Чехов И.А. Бунин А.М. Горький.

ЛИТЕРАТУРА

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

И.А. Бунин

А.М. Горький.

Слайд 10

ТЕАТР И МУЗЫКА Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX

ТЕАТР И МУЗЫКА

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в.

Было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) (1858—1943).
Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Ни В.И. Немировичем-Данченко .В. Нежданова
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова
Слайд 11

ТЕАТР И МУЗЫКА К. С. Станиславским К. С. Станиславским Московский художественный театра

ТЕАТР И МУЗЫКА

К. С. Станиславским

К. С. Станиславским

Московский художественный театра

Слайд 12

АРХИТЕКТУРА Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинный

АРХИТЕКТУРА

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинный переворот

в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов позволило использовать конструктивные и художественные приемы стиля модерн!
Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному.
С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек наметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы.
В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов .
В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм.
Слайд 13

АРХИТЕКТУРА А.В. Щусев Мавзолей А.В. Щусев Ф. О. Шехтель. Особняк А. И. Дерожинской Ф. О. Шехтель

АРХИТЕКТУРА

А.В. Щусев Мавзолей

А.В. Щусев

Ф. О. Шехтель.  Особняк А. И. Дерожинской

Ф. О. Шехтель

Слайд 14

СКУЛЬПТУРА Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной

СКУЛЬПТУРА

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы

связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направлениябыл П.П. Трубецкой
По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве(1909) скульптора Н.А. Андреева
Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной
Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова
Слайд 15

СКУЛЬПТУРА Гоголю в Москве(1909) скульптора Н.А. Андреева А.С. Голубкина С. Т. Коненков

СКУЛЬПТУРА

Гоголю в Москве(1909) скульптора Н.А. Андреева

А.С. Голубкина

С. Т. Коненков


Слайд 16

ЖИВОПИСЬ На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в

ЖИВОПИСЬ

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах

этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни.
Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.
Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев
И.И. Левитан продолжая лирическое направление в пейзаже, явился создателем «концепционного пейзажа»
К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов.
Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.
Слайд 17

ЖИВОПИСЬ Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской

ЖИВОПИСЬ

Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности.
Особенности

пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн.
Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев. (1878—1927), одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка исповедовавшая эстетику неоклассицизма.
Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму — обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников» (1903—23). В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем.
Слайд 18

ЖИВОПИСЬ В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение

ЖИВОПИСЬ

В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение «Голубая

роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова.
Художники объединения «Бубновый валет» (1910—1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры — натюрморт — выдвигалось на первое место.
Овеществленное,«натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр — портрет. «Лирический кубизм» Р.Р. Фалька (1886— 1958) отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией.
Слайд 19

ЖИВОПИСЬ Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка

ЖИВОПИСЬ

Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и

народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова (1881—1964), одного из организаторов «Бубнового валета» и его жены художницы Н.С. Гончаровой. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна.
К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм»
Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыминитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества.Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценкиценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности.
Слайд 20

ЖИВОПИСЬ Новое искусство, прихотливое, загадочное ипротиворечивое, жаждало то философской глубины, то

ЖИВОПИСЬ

Новое искусство, прихотливое, загадочное ипротиворечивое, жаждало то философской глубины, то мистических

откровений,то познания необъятной Вселенной и тайн творчества.
Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового,уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг надруга, в переплетении традиционного и новаторского.
Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств.
Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей.
Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогуновым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграциидостижений русской культуры в культуру мировую сыграли представителихудожественной интеллигенции Русского Зарубежья.