Калынмал. После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха
должна уплатить калын мал, который выплачивался в основном скотом. Размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами, то между крупными баями составлял от 200-500 до тысячи лошадей.
Помимо этого, учитывался скот для свадьбы, за молоко матери (сут а?ы), усопшим и живым (оли-тири), каде со стороны жениха и множество других презентов (каде) по обычаю. Во времена советской власти чернили как могли эти традиции и обычаи, наговаривая, что девушек меняют на скот. А ведь приданое (жасау) девушки ничем не уступало по размерам калыму.
Как было указано, объем калыма зависит от состояния богатства сватов. Если калым заключает в себе 10 голов рогатого скота, это называется "донгелек калын", то есть "округленный" калым, если мелкая живность заменяется 1-2 лошадьми - "балама калын" - "замененный" калым, ну а если вместо умершей невесты жених женится на балдыз (сестра невесты), он платит "27", что означает столько же рогатого скота -"олкы калын",т.е. дополнение.
В уплате калыма и делении есть свои нерушимые правила. При делении лошадей одна лошадь вручается конюхам, что называется "курыкбау". При делении баранов - один баран чабану - "косакбау". При благословении вручается также живность - "келин тили". "Келин тили"- платится за здоровье дочери (по поверью, если "келин тили" переступается, то девушка, будущая сноха, может потерять дар речи). Хотя объем калыма огромен, однако он распределяется указанными путями. Или путем "жасар" возвращается назад.
Калын мал