Содержание
- 2. Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской
- 3. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и
- 4. Макошь - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12
- 5. Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов.
- 6. Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням со «следами»,
- 7. Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом и астрономическими явлениями. Существует огромное количество реконструкций календаря
- 8. Свадебные обычаи различались у разных племен в зависимости от типа брака. Славянский брак был строго моногамным,
- 9. Большую роль в жизни древних славян играли раздельные — мужские и женские — праздники. Они были
- 11. Скачать презентацию
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
При разделении праславянской общности, стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных, а также польских славян во многом сохраняло единство.
Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было
Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было
Макошь - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и
Макошь - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и
Лада в древнеславянской мифологии — прародительница богов, богиня любви и брака. Женская ипостась Единого Бога славян — Рода. Мать Живы, Лели, Морены, Перуна. По-видимому, соответствует греческой богине Лето и римской Латоне.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы,
Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы,
Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили
Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили
Самая простая форма специально организованного культового места у славян — культовые площадки с идолами и жертвенные ямы. Подобные места предположительно назывались «требища», на которых «творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для славления родных богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели ограждений. Иногда на культовых площадках в геометрическом порядке располагались несколько идолов-капей: в центре или позади стоял главный идол, а вокруг или спереди — второстепенные.
Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом и астрономическими явлениями.
Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом и астрономическими явлениями.
К языческим праздникам большинством исследователей относятся Масленица («комоедицы»), Купала, Коляда. Менее известен Таусень (Овсень), относящийся к ряду этих праздников, связанных с днями солнцестояния и равноденствия. Символика этих праздников связана с солнцем, плодородием и продолжением рода. Сжигание чучела Мары (богини зимы и смерти) на Масленицу, хороводы на Купала фиксируют ритуальные пляски и брачные обычаи древности. Купальский культ отмечен на славянских календарях IV века из села Ромашки и села Лепесовки, а также на Збручском идоле X века.
Свадебные обычаи различались у разных племен в зависимости от типа брака.
Свадебные обычаи различались у разных племен в зависимости от типа брака.
В конце мая — июне водились хороводы («ладование»), на Купала собирались у огня представители разных родов (сел) и выбирали себе невест и женихов из другого рода (такой брак называться экзогамным). Женщины играли роль «старшей чади» в семьях, при смене мужа мальчиков отправляли к отцу. Символика такого брака — два креста, обручальное кольцо, венки, пучки волос или пояс, которыми обвязывали растения или деревья. Традиционными для славян считаются любовные заговоры, с помощью которых девушки или юноши могли влиять на свою судьбу, привлекая к себе внимание избранника.
Большую роль в жизни древних славян играли раздельные — мужские и
Большую роль в жизни древних славян играли раздельные — мужские и
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.