Культура России второй половины 18 века

Содержание

Слайд 2

План работы: Наука и образование Живопись и архитектура Театр

План работы:

Наука и образование
Живопись и архитектура
Театр

Слайд 3

Наука и образование

Наука и образование

Слайд 4

XVIII век в области культуры и быта России - век глубоких

XVIII век в области культуры и быта России - век глубоких

социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

На грани XIX века в России числилось 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой.

В Англии в конце XVIII века насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тысяч учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 году доходило до 8 тысяч. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Слайд 5

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. Неодинаков был

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. Неодинаков был

и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Слайд 6

Существовало несколько типов образовательных учреждений. Первый из них солдатские школы- общеобразовательные

Существовало несколько типов образовательных учреждений.

Первый из них солдатские школы- общеобразовательные училища

для солдатских детей. Это наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии.

Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Слайд 7

Второй тип школ в России в XVIII веке— это закрытые дворянские

Второй тип школ в России в XVIII веке— это закрытые дворянские

учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тысяч дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д.

Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тысяч рублей в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тысяч рублей на губернию.

Благородный пансион при Московском университете

Слайд 8

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц

Слайд 9

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их

насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах

Саратовская семинария

Слайд 10

Четвертый тип учебных заведений был представлен небольшим количеством(около двух десятков) специальных

Четвертый тип учебных заведений был представлен небольшим количеством(около двух десятков) специальных

школ (горные, медицинские, штурманские, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 году Академия художеств. Хотя в них училось всего около 1,5 тысяч человек, они играли важную роль в подготовке специалистов.

Академия художеств в Петербурге

Слайд 11

Подготовка специалистов велась через университеты — Академический, учрежденный в 1725 году,

Подготовка специалистов велась через университеты — Академический, учрежденный в 1725 году,

Московский, основанный в 1755 году. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества

Академия наук в Санкт-Петербурге

Слайд 12

Московский университет

Московский университет

Слайд 13

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной

системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

В Москве и Петербурге появляются Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание.

Российская академия

Слайд 14

Наука в России и ее становление в 18 веке были основаны

Наука в России и ее становление в 18 веке были основаны

на трудах М. В. Ломоносова. Именно Ломоносов занимался популяризацией науки в стране.

Сын рыбака тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основав Московский университет. Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.

Н.И.Кисляков: «Юный Ломоносов на пути в Москву».

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 15

«Он сам был первым нашим университетом». (А.С.Пушкин) А.С.Пушкин При жизни Ломоносова

«Он сам был первым нашим университетом».

(А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин

При жизни Ломоносова его труды

получили известность за границей. Он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь не только академии, но и всей науке».

Л. Эйлер

Слайд 16

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой

науки. Но не их трудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания».

Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории.

Ученые, работавшие в экспедиции

Слайд 17

Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России.

Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России.

В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».

Вторая четверть XVIII века является временем становления исторической науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев и дворянский историк И. Н. Болтин в своих трудах описывают российскую историю с древнейших времен.

Эскиз титульного листа журнала «Санкт-Петербургские врачебные ведомости»

В. Н. Татищев

И. Н. Болтин

Слайд 18

Наука в России в XVIII веке развивалась как часть науки мировой.

Наука в России в XVIII веке развивалась как часть науки мировой.

Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний.

Вывод(по развитию науки и образования)

Слайд 19

«Черни не должно давать образования, если она будет знать столько же,

«Черни не должно давать образования, если она будет знать столько же,

сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь».

(Писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову)

Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

П. С. Салтыков

Слайд 20

Живопись и архитектура

Живопись и архитектура

Слайд 21

XVIII век в России – это не только время взлета общественного

XVIII век в России – это не только время взлета общественного

самосознания русского народа, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи Россия выходила на общеевропейские пути развития. Особое место в истории XVIII века занимает искусство второй половины столетия.
Слайд 22

Середина XVIII века- яркий период в истории русского зодчества. Это время

Середина XVIII века- яркий период в истории русского зодчества.
Это время интенсивного

строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Именно в это время возникают знаменитые парковые ансамбли- в Кускове под Москвой, в Царском Селе под Петербургом и др.

Парковый ансамбль в Кускове под Москвой

Парковый ансамбль в Царском Селе под Петербургом

Слайд 23

Парковый ансамбль в Кускове под Москвой

Парковый ансамбль в Кускове под Москвой

Слайд 24

Парковый ансамбль в Царском Селе под Петербургом.

Парковый ансамбль в Царском Селе под Петербургом.

Слайд 25

Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был Франческо

Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был Франческо

Бартоломео Растрелли (1700-1771).

Большой дворец в Петродворце

Дворец Воронцова в Петербурге

1740-1750-е годы- период расцвета искусства Растрелли. К этому времени относятся Лучшие его постройки: Зимний дворец, Екатеринский дворец в Царском Селе и Смольный монастырь в Петербурге.

Ф.Б.Растрелли

Ф.Б.Растрелли

Слайд 26

Екатеринский дворец в Царском Селе Зимний дворец Постройки того времени великолепно

Екатеринский дворец в Царском Селе

Зимний дворец

Постройки того времени великолепно украшены, покрыты

золоченой резьбой, фасады расписаны в белые, синие и золотые оттенки.
Слайд 27

Смольный монастырь в Петербурге

Смольный монастырь в Петербурге

Слайд 28

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные

самобытные особенности. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его.

18 век(барокко)

Слайд 29

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко

уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.

18 век(классицизм)

Слайд 30

Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио Ринальди(представитель

Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио Ринальди(представитель

раннего классицизма).

К его творениям относятся Китайский дворец (1762-1768 гг.), построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России и др. Его творчество стало переходным между стилем барокко и классицизмом, который существовал во второй половине 18 века в архитектуре.

Китайский дворец

Антонио Ринальди

Слайд 31

Мраморный дворец в Петербурге

Мраморный дворец в Петербурге

Слайд 32

Из русских архитекторов того времени известны В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. Еще очень

Из русских архитекторов того времени известны В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. Еще очень и

очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

В.И.Баженов

"Хлебные ворота" в Царицыне (Москва)

Слайд 33

М.Ф.Казаков Царицыно. Большой дворец

М.Ф.Казаков

Царицыно. Большой дворец

Слайд 34

Важнейшее событие в истории русского искусства XVIII века- создание Академии художеств

Важнейшее событие в истории русского искусства XVIII века- создание Академии художеств

в Петербурге. Русская Академия возникла в 1757 году и очень скоро превратилась в одну из лучших школ мира.

Во второй половине XVIII века в живописи и скульптуре побеждает реалистическое направление. Героем искусства становится живой мыслящий человек.

Академии художеств в Петербурге

Слайд 35

Наиболее крупные фигуры второй половины 18 века в живописи были Антон

Наиболее крупные фигуры второй половины 18 века в живописи были Антон

Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов(1735-1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822), Владимир Лукич Боровиковский(1757-1825), Алексей Петрович Антропов(1716-1795) и др.

Но наибольших успехов в это время достигает портретный жанр.

Слайд 36

Федор Степанович Рокотов Неизвестная в розовом платье

Федор Степанович Рокотов

Неизвестная в розовом платье

Слайд 37

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет М.А. ДЬЯКОВОЙ

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Портрет М.А. ДЬЯКОВОЙ

Слайд 38

Екатерина II Антропов Алексей Петрович

Екатерина II

Антропов Алексей Петрович

Слайд 39

Антон Павлович Лосенко Прощание Гектора с Андромахой

Антон Павлович Лосенко

Прощание Гектора с Андромахой

Слайд 40

Живопись XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа овладевает

Живопись XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа овладевает

теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета.
В архитектуре же стиль барокко сменил классицизм, который вошел в основу искусства второй половины 18 века. В этом жанре работало множество выдающихся деятелей, прославивших Россию на весь мир. Безусловно в это время было поднятие искусства и за короткий период наша страна встала на один уровень с великими державами Европы.

Вывод( по живописи и архитектуре)

Слайд 41

Театр

Театр

Слайд 42

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было

три:

итальянская оперная;
балетная ;
русская драматическая.

В качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа.

В 1762 году была образована французская драматическая труппа.

Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 рублей, в том числе на русский театр 10500 рублей, тогда как на содержание французской труппы было назначено вдвое больше.

В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.

Слайд 43

Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно

Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно

часто любительские спектакли в Эрмитажном театре. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты.

После первого московского театра при Московском университете постоянно действующая антреприза началась в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра, который возглавил полковник Н. С. Титов, но после смены управляющих театр возглавил М.Е.Медокса, организовавший Петровский театр.

Сцена Эрмитажного театра

Слайд 44

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Слайд 45

Петровский театр

Петровский театр

Слайд 46

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось

количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах.

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.

Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

Слайд 47

Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский, который

Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский, который

усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных русских актёров.

«В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская…».

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Слайд 48

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в

её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением.

К. С. Петров-Водкин. Театр.

Вывод(по театру):