Культура России XVIII века

Содержание

Слайд 2

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие

мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей.

Введение

Слайд 3

Условия

Условия

Слайд 4

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был

обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
Слайд 5

Просвещение

Просвещение

Слайд 6

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и

62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Слайд 7

В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские

В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские

учебные заведения, духовные семинарии и школы.
подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.
Слайд 8

Солдатские школы Солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники

Солдатские школы

Солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и

продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Слайд 9

Закрытые дворянские учебные заведения Закрытые дворянские учебные заведения - это частные

Закрытые дворянские учебные заведения

Закрытые дворянские учебные заведения - это частные пансионы,

шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.
Слайд 10

Духовные семинарии и школы Их насчитывалось 66, в них обучалось 20

Духовные семинарии и школы

Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393

человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Слайд 11

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и

началось Новое время
Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения
Слайд 12

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику,

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику,

но также искусство
Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор талантливыми архитекторами, скульпторами и живописцами
В то время крупных русских мастеров почти не было
Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию
Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство
Слайд 13

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества Но если

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества
Но если в

первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных
По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью
Слайд 14

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться

из религиозного в светское, освоить новые жанры (портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (мифологическую и историческую)
Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет
Слайд 15

Книгопечатание

Книгопечатание

Слайд 16

В XVIII значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена

В XVIII значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена

реформа шрифта, были введены гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка.
Слайд 17

Литература

Литература

Слайд 18

В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни,

В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни,

эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).
Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.
Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.
Слайд 19

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина

(1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.
Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".
Слайд 20

Архитектура

Архитектура

Слайд 21

Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну

Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну

замечательную страницу в летопись мировой архитектуры.
В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.
С политико-экономическим развитием страны новые требования предъявляются к гражданскому строительству.
Слайд 22

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост,

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост,

Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.
Слайд 23

В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить

В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить

русские земли и возвратить Невские берега России. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить.
27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость.
На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили
судостроительную верфь-крепость –Адмиралтейство.
Слайд 24

строительство Санкт-Петербурга. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось его возведение, ставшего

строительство Санкт-Петербурга. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось его возведение, ставшего

с1712 года новой столицей России.
Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I.
С 1710 года стали строить только кирпичные дома.
Т.к. квалифицированный специалистов не хватало, то в 1710 году были приглашены: итальянцы, немцы, голландцы. Они должны были не только
строить, но и подготавливать русских
архитекторов из учеников,
работавших с ними.
Слайд 25

Доменико Трезини (1670—1734) Доменико Джованни Трезини - архитектор и инженер, швейцарец

Доменико Трезини (1670—1734)

Доменико Джованни Трезини - архитектор и инженер, швейцарец по

происхождению
С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга
Трезини проектировал важнейшие постройки Петербурга — Петропавловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий, а также дворцы фаворитов Петра I
Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма
Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни
Нет привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полу куполом или полу сводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь
Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в.
Он не случайно стал символом Петербурга — в нём заложены основы всего образного архитектурного стиля новой столицы
Слайд 26

Русское барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской

Русское барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской

империи, наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф. Б. Растрелли.
По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, Строгановский дворец, и в Петергофе, в Царском Селе (Екатерининский дворец,).
Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил
отпечаток на всё искусство
Середины XVIII века.
Слайд 27

Франческо Растрелли (1700 - 1771) Родился в Италии, но в 1716

Франческо Растрелли (1700 - 1771)

Родился в Италии, но в 1716 году

вместе со своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 28

Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Богато украшенные парадные залы, отштукатуренные

Зимний дворец

Большой дворец в Петергофе

Богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под

мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.

Слайд 29

Андреевская церковь в Киеве Специфика стиля: Колонны Полуколонны Пилястры Кариатиды Атланты Дворец Строгановых

Андреевская церковь в Киеве

Специфика стиля:
Колонны
Полуколонны
Пилястры
Кариатиды
Атланты

Дворец Строгановых

Слайд 30

Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно

Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего.
Архитектор виртуозно

применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Слайд 31

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко,

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко,

уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.
Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.
Слайд 32

Классицизм в архитектуре В 60-ых годах на смену декоративному барокко приходит

Классицизм в архитектуре

В 60-ых годах на смену декоративному барокко приходит классицизм.
Особенности:
симметричность

композиций
гармония пропорций
геометрически правильные планы
сдержанность
строгость
Слайд 33

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена

  Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было

учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года.
Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).
Слайд 34

В XVIII России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только

В XVIII России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только

России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.
Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции.
Дом Пашкова, ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина является до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.
Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге.
Слайд 35

В. И. Баженов (1737 - 1790) Сын дьячка одной из придворных

В. И. Баженов (1737 - 1790)

Сын дьячка одной из придворных кремлевских

церквей.
Учился в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Слайд 36

Владимирская церковь в Быково Дом Пашкова Два главных фасада — один

Владимирская церковь в Быково

Дом Пашкова

Два главных фасада — один смотрит

на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный вид.

Причудливое сочетание барочных и готических форм.

Слайд 37

М. Ф. Казаков (1738 – 1812) В Москве разработал типы городских

М. Ф. Казаков (1738 – 1812)

В Москве разработал типы городских жилых домов

и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.).
Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).
Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Слайд 38

Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание

Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора

здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Слайд 39

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики

поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство.
Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.
Слайд 40

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 41

Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени -

Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени -

Андрей Матвеев и Иван Никитин - основоположники русской светской живописи.
К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты XVIIIв. - А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.
В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины II.
Слайд 42

В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли

В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли

по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей.
В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.
Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др.
В XVIII веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.
Слайд 43

Музыка

Музыка

Слайд 44

В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество,

В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество,

в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки.
Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.
Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.
Слайд 45

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез,

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.
Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез

- прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.
К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов.
К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.
Слайд 46

Опера

Опера

Слайд 47

Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся

Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся

Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.
Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Слайд 48

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового

плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.
Слайд 49

Заключение

Заключение

Слайд 50

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких

социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства.
Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.