Содержание
- 2. Биография: Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января [4 февраля] 1889, село Туръя, Вологодская губерния — 10 февраля
- 4. Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), русский по рождению, после высылки жил в Америке с 1923 года, занимался
- 5. Концепция Сорокина стоит особняком среди прочих культурологических теорий XX века. Хотя его взгляды перекликаются с теориями
- 6. Сорокин исходит из понимания культуры как совокупности всего сотворенного человечеством на различных стадиях его развития. Все
- 7. "Совокупность смыслов", ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных, этических и художественных смыслах образует,
- 8. Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – это Многоликая Бесконечность, обнимающая все различия,
- 9. В основе каждой культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрения, ценностной установки Сорокин
- 10. Для чувственного типа культуры характерно внимание к чувственно осязаемым предметам, интерес к эмпирическому опыту, светскость и
- 11. П. А. Сорокин создал наиболее рациональную теорию цивилизаций. Как и М. Вебер, он отверг "редукционистские" концепции
- 12. По мнению Сорокина, к началу XX века ее творческие силы почти полностью иссякли, продолжая действовать лишь
- 13. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе и
- 14. С точки зрения Питирима Сорокина необходима выработка единых образовательных, экономических и политических мер, расчищающих путь к
- 16. Скачать презентацию
Биография:
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января [4 февраля] 1889, село Туръя, Вологодская
Биография:
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января [4 февраля] 1889, село Туръя, Вологодская
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), русский по рождению, после высылки жил в
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), русский по рождению, после высылки жил в
Концепция Сорокина стоит особняком среди прочих культурологических теорий XX века. Хотя
Концепция Сорокина стоит особняком среди прочих культурологических теорий XX века. Хотя
Сорокин исходит из понимания культуры как совокупности всего сотворенного человечеством на
Сорокин исходит из понимания культуры как совокупности всего сотворенного человечеством на
"Совокупность смыслов", ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных,
"Совокупность смыслов", ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных,
Перед человечеством вставал вопрос: "Какова природа истинной и конечной ценности?". И на этот вопрос давалось три ответа. Конечная истинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей, – таков был первый ответ. Из этой основной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной. Был и второй ответ на этот вопрос: конечной истинной является сверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао, Священной Ничто и прочие ипостаси Бога). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценности являются либо миражами, либо низменными и тенеподобными псевдореальностями. Такая основная посылка и соответствующая ей культурная система называется идеационной.
Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – это
Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – это
Учение Сорокина о культурных суперсистемах оказывается не чем иным, как учением о типологии цивилизаций. В современном мире произошли глубокие изменения и резкие сдвиги. Они неминуемо должны были заменить представление о нации как единице исторического процесса какими-то иными понятиями. Недостатки европоцентризма стали очевидны, а угроза исчезновения западной культуры помогла людям переплавить эту непосредственно переживаемую ими опасность в свое понимание прошлого. Цивилизация становиться, таким образом, основной категорией современной исторической науки.
В основе каждой культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными
В основе каждой культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными
Для чувственного типа культуры характерно внимание к чувственно осязаемым предметам, интерес
Для чувственного типа культуры характерно внимание к чувственно осязаемым предметам, интерес
Совершается процесс выхолащивания сущности культуры, которая по мере нарастания негативных тенденций превращается в антикультуру. Сорокин констатирует: "Современные соборы лишены истинного религиозного духа. Наши университеты выпускают мало или вообще не выпускают гениальных людей. Искусство наших радиоцентров и театров чрезвычайно вульгарно и посредственно. Несмотря на массовое художественное образование, не появились ни Фидий, ни Бетховен, ни Гёте, ни Шекспир. То, что все-таки появляется, состоит главным образом из эстрады, джаза, желтой прессы, желтой литературы, кинематографа и живописи… Таким образом недуг колоссальности и коммерциализации не только приносят в жертву качественное превосходство, но и разрушают то искусство, в которое они вторгаются"[32]. Ученый предрекал роковые катастрофы утопических замыслов. Своего апогея этот тип достигает к середине XX века, и ему суждено погибнуть. На его месте сформируется новая идеациональная культура с ценностями альтруистической любви и солидарности, а центр культурного лидерства переместится в Россию.
П. А. Сорокин создал наиболее рациональную теорию цивилизаций. Как и М.
П. А. Сорокин создал наиболее рациональную теорию цивилизаций. Как и М.
В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развития современных цивилизаций. Первая из них – перемещение центра творческих сил. Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно. Последним известным нам центром был западноевропейский. Теперь его силы иссякли, и творческая инициатива переходит на Американский континент (в целом) и на восток, в частности, в Россию. Вторая тенденция обнаруживается в постепенном упадке сенсуалистической культуры, основой которой является уверенность, что за пределами свидетельств наших органов чувств нет ни реальности, ни ценности. Вытеснив средневековую спиритуалистическую культуру, сложившуюся на основе веры в то, что подлинной реальностью является Бог и царство Божье, сенсуалистическая культура распространилась по всей Европе и господствовала с XV по XX век
По мнению Сорокина, к началу XX века ее творческие силы почти
По мнению Сорокина, к началу XX века ее творческие силы почти
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом
Нарождающаяся интегральная культура исходит из предпосылки, что подлинная реальность и ценность бесконечны по своим аспектам и что мы не располагаем терминологией, которая могла бы их отразить. Изменилось и представление о человеке: согласно новому представлению, человек творец со сверхрационалистическими возможностями и искрами гениальности. Идет борьба и в философии. Материалистическая философия еще разделяется многими, но, по мнению Сорокина, она мало что добавила к прежним материалистическим системам. Другими словами, как полагает П. А. Сорокин, здесь нет искры гениальности. Мы ее находим в ряде новых течений, идеалистических и интегральных по своему характеру. Аналогичных процесс наблюдается и в религии, где на смену догматическим религиозным системам идет "святой дух творчества" и "универсальная религия творческой альтруистической любви". Таким образом, по убеждению Сорокина, если не произойдет апокалиптическая катастрофа, интегральная культура поможет человечеству вступить в новую творческую эру.
С точки зрения Питирима Сорокина необходима выработка единых образовательных, экономических и
С точки зрения Питирима Сорокина необходима выработка единых образовательных, экономических и