Культура и искусство. История понятия “культура”

Содержание

Слайд 2

История понятия “культура” Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание»,

История понятия “культура”

Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание»,

«взращивание». Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
Слайд 3

Понятие культуры Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни

Понятие культуры

Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни

и деятельности, то что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека.
Слайд 4

Обобщенное определение культуры Культура — искусственная среда. Под словом «культура» воспринимается

Обобщенное определение культуры

Культура — искусственная среда. Под словом «культура» воспринимается абсолютно

всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.
Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).
Слайд 5

Культура как цивилизация Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось

Культура как цивилизация

Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации

сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе.
Слайд 6

Культура в Европе в XVII-XVIII веках В значении самостоятельного понятие культура

Культура в Европе в XVII-XVIII веках

В значении самостоятельного понятие культура

появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
Слайд 7

Культура в России в XVIII-XIX веках Слово культура вошло в русский

Культура в России в XVIII-XIX веках

Слово культура вошло в

русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И.Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».
Слайд 8

Культура в России в XIX-XX веках Расширил и углубил толкование слова

Культура в России в XIX-XX веках

Расширил и углубил толкование слова

культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947).
Слайд 9

Искусство Искусство (от искусы творить) — образное осмысление действительности, процесс или

Искусство

Искусство (от искусы творить) — образное осмысление действительности, процесс или итог

выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.
Слайд 10

Искусство в античном мире Пакиус Прокилус и его супруга. Основы искусства

Искусство в античном мире

Пакиус Прокилус и его супруга.

Основы искусства

в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской (древнего Йемена и Омана) и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры. Они же оставили первые описания работы художников. Например, древнегреческие мастера во многом превзошли прочих в изображении человеческого тела и умели показать мускулатуру, осанку, правильные пропорции и красоту натуры.
Слайд 11

Искусство в Средние века На востоке, в исламских странах, было широко

Искусство в Средние века

На востоке, в исламских странах, было широко

распространено мнение, что изображение человека граничит с запрещенным сотворением идолов, вследствие чего изобразительное искусство в основном сводилось к архитектуре, орнаменту, ваянию, каллиграфии, ювелирному делу и другим видам декоративного и прикладного искусства. В Индии и Тибете искусство было сосредоточено на религиозном танце и скульптуре, которой подражала живопись, тяготевшая к ярким контрастным цветам и четким контурам. В Китае процветали в высшей степени разнообразные виды искусства: резьба по камню, бронзовая скульптура, керамика (в том числе знаменитая терракотовая армия императора Цинь), поэзия, каллиграфия, музыка, живопись, драма, фантастика и др.

Образец живописи эпохи Сун.

Слайд 12

Классификация По динамике Пространственные Временные По материалам искусства Традиционные Современные

Классификация

По динамике
Пространственные
Временные
По материалам искусства
Традиционные
Современные

Слайд 13

Теории искусства В XIX веке искусство рассматривалось преимущественно как продукт взаимодействия

Теории искусства

В XIX веке искусство рассматривалось преимущественно как продукт взаимодействия

между истиной и красотой. Появление модернизма в конце XIX века привело к радикальному перелому во взглядах на роль искусства, то же самое произошло и в конце ХХ в. с формированием концепции постмодернизма. Клемент Гринберг в статье 1960 г. «Модернистская живопись» дал современному искусству следующее определение: «использование методов, присущих дисциплине, для критики самой дисциплины».
Слайд 14

Цели искусства Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому

Цели искусства

Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому

присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из функций искусства перечислены ниже и группируются по степени их осознания на мотивированные и немотивированные.

Стилизированная подпись турецкого султана Махмуда II.

Слайд 15

Использованные литературы: Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и

Использованные литературы:

Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория

культуры: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1993.
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития.
Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение— 2005. — № 1. — С. 69-70
С. Зенкин. Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170—200
Беньямин В. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»//Избранные эссе, М., 1996.