Лужичане, или лужицкие сербы

Содержание

Слайд 2

Лужичане, или лужицкие сербы,— небольшая славянская народность. Лужичане называют себя сербами;


Лужичане, или лужицкие сербы,— небольшая славянская народность.
Лужичане называют себя сербами; немцы

называют их сорбами (*Sorberi), прежде называли также вендами (Wenden). Этот древний общеславянский этноним (венеды) известен еще от античных (греческих и римских) писателей. Чехи, поляки и русские называют их лужичанами, или сербами-лужичанами, по названию одного из древнеславянских племен, обитавшего в Нижней Лужице.
Слайд 3

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии(наряду,

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии(наряду, фризами и датчанами).
Лужичане обитают преимущественно

в восточной Германии, на границе с Польшей и Чехией, - в округах Котбус и Дрезден на немецких землях Саксония и Бранденбург. Более компактно живут лужичане-католики в местности вокруг Баутцен и Каменца, в Виттихенау. Всего в Германии проживает около 60 тыс. лужичан, из которых 20 тыс. - в Нижний Лужицы и 40 тыс. в Верхней Лужицы.
Слайд 4

Славянские племена начали заселять территорию современной Лужицы около 600 г. н.е.

Славянские племена начали заселять территорию современной Лужицы около 600 г. н.е.

Впервые о них вспоминают франкские хроники в начале 30-х гг VII в. До 990 г. н. е. почти нет никаких упоминаний о них. В 990 г. они были завоеваны германцами и с тех пор их земли стали частью германского политического организма (кроме короткого периода 1018-1031 гг, когда Лужицы была присоединена к Польскому королевству). В XIV в.Лужицы попала под Чешскую Корону. Именно эти обстоятельства способствовали тому, что лужичане выжили, поскольку чешские обладатели не были заинтересованы в германизации здесь славян. С XIII в. с развитием горнорудных разработок Лужицкие горы и Верхнюю Силезию постепенно заняли немцы. В 1635 г. Лужицы (кроме Котбуса, столицы Нижней Лужицы) подчинялись Саксонском князю. В 1815 г. большая часть Лужицы была отдана Пруссии, которая проводила политику германизации всех славян, проживавших в ее границах. С тех пор Лужицы была разделена на Верхнюю Лужицы (Оберлаузиц) и Нижнюю Лужицы (Нидерлаузиц), более или менее отражая разделение между диалектами лужицкой языка.
Слайд 5

В эпоху Реформации лужичане нескольких округов около городов Каменц и Баутцен

В эпоху Реформации лужичане нескольких округов около городов Каменц и Баутцен

приняли протестантскую веру. Принцип ведения церковной службы на родном языке способствовал развитию верхнее- и нижнелужицкого письменного языков. Уже в 1548 г. Мартин Лютер распространил от руки написанный Новый Завет на нижнелужицком. Катехизис Лютера в 1574 г. стал первой книгой, напечатанной на нижнелужицком, а в 1595 г. – на верхнелужицком языке. С тех пор стали готовить местных священников и учителей, давших лужицкому народу свою просвещенную прослойку.
Реформация способствовала культурному пробуждению лужичан, развитию письменности. Одновременно она усилила разногласия между поляками, которые остались католиками. Развитие промышленности в XIX - начале ХХ в. привело к появлению широкой полосы немецких поселений, которые перерезали лужицкие территорию. Следовательно образовалось только два небольших изолированных славянских островка.
Слайд 6

В 1918-1919 гг. лужицкие политики попытались создать свободное Лужицкое государство. Но

В 1918-1919 гг. лужицкие политики попытались создать свободное Лужицкое государство. Но

эта попытка потерпела неудачу. В фашистский период все лужицкие политические и социальные организации были запрещены. Лужичане преследовались как и другие ненемецкие народы. После Второй мировой войны в 1945-1947 гг. лужицкие политики снова попытались освободить свой ​​народ и вновь неудачно. За цену полного контроля они получили определенный статус в пределах Германской демократической республики (ГДР).
Слайд 7

Слайд 8

Широко известны пасхальные традиции лужичан: Osterreiten (традиционный верховая езда течение Пасхи)

Широко известны пасхальные традиции лужичан: Osterreiten (традиционный верховая езда течение Пасхи)

и писанкарство. Немцы называют лужичан «Eier-Maler» - писанкарями, из-за традиции росписи на Пасху - это название показывает важнейшую черту лужицкой культуры - связь с прошлым. Это аграрная культура, культура крестьян, очень традиционный фольклор, который не имеет никакого влияния на современную молодежь. А молодежь единственное, что может спасти нацию от исчезновения, но нация делает удивительно мало для того, чтобы привлечь молодежь к лужицкой культуре и языку.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Лужицкий карнавал, или «цампрованье», обычно проводится накануне главного масленичного шествия. В

Лужицкий карнавал, или «цампрованье», обычно проводится накануне главного масленичного шествия. В

этот день деревенская молодежь наряжается в карнавальные костюмы и с танцами обходит все дворы. Исторически существовала строгая иерархия героев, участвовавших в лужицком карнавале. Например, в процессии обязательно должен был принимать участие аист, символизирующий весну, медведь, символизирующий уходящую зиму, или всадник на белом коне.
Слайд 12

Остеррайтен (нем. Osterreiten; в.-луж. Křižerjo) — пасхальная конная процессия — старинная

Остеррайтен (нем. Osterreiten; в.-луж. Křižerjo) — пасхальная конная процессия — старинная традиция лужицких сербов, проживающих в Саксонии и Бранденбурге. Обряд проводится в католической Верхней

Лужице, в районе между городами Баутцен, Хойерсверда и Каменц. С конца 1990-х годов традиция возродилась и в лютеранской Нижней Лужице в районе города Люббенау. Также проводится в Острице и в монастыре Мариенталь.
В ходе данной религиозной процессии конники с хоругвиями и другими религиозными атрибутами (распятия, статуи), верхом на лошадях отправляются в соседнюю деревню или несколько деревень с вестью о воскресении Христа.
Слайд 13

Пасхальная процессия около распятия на главной площади лужицкой деревни Ральбиц.

Пасхальная процессия около распятия на главной площади лужицкой деревни Ральбиц.

Слайд 14

Слайд 15

Традиционные состязания по общипыванию петуха (на нижнелужицком это называется "лапанье" петуха)

Традиционные состязания по общипыванию петуха (на нижнелужицком это называется "лапанье" петуха)

на празднике урожая в лужицкой деревне Яншойце у немецко-польской границы. Всадник, который оторвет у петуха голову, становится королем праздника. Оторвавшие крылья назначаются, соответственно, вице-королями.
Слайд 16


Слайд 17

Слайд 18