Национальные традиции народов Северного Кавказа

Содержание

Слайд 2

Адыги ( Кабардинцы, Черкесы, Убыхи,Адыгейцы и Шапсуги) Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ,

Адыги ( Кабардинцы, Черкесы, Убыхи,Адыгейцы и Шапсуги)

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ, выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры;

он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь
Слайд 3

Адыгские традиционные костюмы

Адыгские
традиционные
костюмы

Слайд 4

Браки у адыгов были строго экзогамными — запрещалось вступление в брак

Браки у адыгов были строго экзогамными — запрещалось вступление в брак

кровным родственникам вплоть до 7 колена, однофамильцам, а также представителям разных фамилий, возводивших себя к общему предку. Из брачной сферы исключались и родственники, приобретенные посредством искусственного родства — аталычества, усыновления, молочного родства, а также индивидуального и межродового побратимства . Игнорирование подобных запретов всегда вызывало крайнее неприятие общины, приводившее к изгнанию, а нередко и к убийству нарушителей. Исключительно редкими были браки между представителями разных сословий. Средний возраст вступления в брак у адыгов составлял 18-25 лет для юношей и 17-18 — для девушек.

Брак по сговору, то есть с обоюдного согласия сторон.

Колыбельное обручение, семьи, желавшие породниться, заключали соглашение, что их новорожденные сын и дочь поженятся по достижении брачного возраста.
левиратный брак (когда вдова выходила замуж за брата умершего мужа)
сорорат (брак с сестрой умершей жены)
умыкание, имевшее три разновидности:
насильственное похищение — вопреки воле девушки и ее родных;
2)увод невесты с ее согласия и против воли родителей;
3) уход невесты или фиктивное похищение по соглашению всех заинтересованных сторон.

Браки

Виды брака.

Слайд 5

Церемонии “первого шага”, начиная с привоза невесты, сопровождались зачастую уже не

Церемонии “первого шага”, начиная с привоза невесты, сопровождались зачастую уже не

осознаваемыми магическими действиями — стрельбой из ружей, невесте мазали губы смесью масла и меда, осыпали орехами, монетами, при входе в помещения под ноги укладывали ба- ранью шкуру или шелковую ткань. Основные этапы свадьбы сопровождались застольем с угощением главных действующих лиц, ритуальными тостами и благопожеланиями, а также танцами, военно-спортивными играми (скачки, джигитовка, борьба за кожу, стрельба в цель и др.).
Слайд 6

Третье тысячелетие ингуши проживают в республике Ингушетии, расположившейся в самом сердце

Третье тысячелетие ингуши проживают в республике Ингушетии, расположившейся в самом сердце

Центрального Кавказа.

ИНГУШИ

Стремление ингушей к мирной и счастливой жизни нашло отражение в песенном и музыкальном фольклоре народа, сказаниях, легендах, традициях и обычаях. Практически в каждом городе Ингушетии по сей день существуют фольклорные коллективы, хранящие великое наследие.

Слайд 7

Основными принципами национальной культуры ингушей является открытость, доброта, душевность, уважение достоинства,

Основными принципами национальной культуры ингушей является открытость, доброта, душевность, уважение достоинства,

как своего, так и чужого. Вековые традиции народа составили некий образ человека, уважительно относящегося к старшим людям, родителям, заботливо и трепетно ухаживающего за младшими, почтительно обращающегося с женщинами, выражающего толерантность и доброжелательность к соседям, другим культурам и традициям. Ярким доказательством этому может служить этикет взаимоотношений ингушей с представителями других народов и друг с другом. Святым долгом для каждого ингуша является уважение стариков и предков. В каждый праздник дома, где живут старики, наполнены гостями. Внуки с особой любовью тянутся к дедам. Женщину в традиции народов Северного Кавказа называют «хранительницей домашнего очага», чувство высокой почтительности к женщине имеется у каждого ингуша
Слайд 8

В древние времена просьба женщины ставилась превыше требований чести: самый жестокий

В древние времена просьба женщины ставилась превыше требований чести: самый жестокий

поединок мог завершиться, если женщина сняла платок и попросила об этом. Философское отношение к жизни учит ингушей глубоко уважать женщин и ценить их роль в обществе как матерей, несущих образ верности, любви, нравственности, терпимости, миротворчества. Для ингуша священным лицом является гость, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Обычаи веражал и доттагал (побратимство и дружба соответственно) высоко ценятся в современном обществе. Высшей ценностью считается верность данному слову. Уникальным мероприятием можно назвать «Ловзар» - шуточное сватовство с нескончаемыми шутками и танцам
Слайд 9

ЧЕЧЕНЦЫ По религии, культуре и генотипу чеченцам наиболее близки их соседи

ЧЕЧЕНЦЫ

По религии, культуре и генотипу чеченцам наиболее близки их соседи ингуши.

Общая историческая судьба, кровное родство, языковая, культурная, территориальная общность этих групп образует единый вайнахский народ. Чеченское общество постоянно впитывало этнические элементы соседских и кочевых народов, что говорит о полиэтническом характере чеченцев.
Слайд 10

Строения из камня в горных селениях в большинстве своем были двухэтажными

Строения из камня в горных селениях в большинстве своем были двухэтажными

с плоской крышей: на нижнем этаже ночевал скот, а на верхнем было жилое помещение из двух комнат. Большинство селений имело оборонительные башни в 3-5 этажей. Интерьер чеченского жилища отличался практически полным отсутствием мебели, в комнате стоял лишь сундук, несколько скамеек и низкий столик на трех ножках. Стены были украшены коврами, шкурами и оружием. Циновки покрывали пол. По традиции, зола, очаг и надочажная цепь являются священными. Неуважение к этим элементам могло повлечь кровную месть, и наоборот, если убийца крепко удерживал надочажную цепь он получал права родственника. Упоминание цепи встречаются в клятвах и проклятиях. Старшая женщина в семье считалась хранительницей очага, с помощью которого комната разделялась на женскую и мужскую половины.