Содержание
- 2. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление
- 3. Необходимость и случайность. Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие –
- 4. Различают несколько видов случайности: Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами.
- 5. Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг с другом. Необходимость - это
- 6. Понятие необходимого и случайного. Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей формы бытия. Исследуя причинно-следственные
- 7. Материалисты признают объективное существование необходимости, считают ее одним из всеобщих свойств вещей и их взаимосвязей. Что
- 8. В общественной жизни мы тоже встречаемся с превращением случайности в необходимость и необходимого в случайное. Так,
- 9. онятия необходимого и случайногоИсторически категории необходимости и случайности возникли как следствие раз мышления о человеческой судьбе,
- 10. Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы «завихрениями» необходимости. Случайность рассматривается как
- 11. еобходимость и случайность — важнейшие категории диалектики. В домарксистской философии проблему соотношения необходимости и случайности решали
- 13. Скачать презентацию
Случайность и необходимость. Возможность и действительность.
Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь
Случайность и необходимость. Возможность и действительность.
Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь
Случайность — понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.
В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо тому или иному процессу присущими закономерностями. Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя.
Непредсказуемость случайностей кажется противоречащей принципу причинности. Но это не так, потому что случайные события и причинные связи — следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все же реально существующих и достаточно определенных условий и причин. Возникают они не хаотично и не из «ничего»: возможность их появления хотя и не жестко, не однозначно, но закономерно связана с причинными основаниями. Эти связи и законы обнаруживаются в результате изучения большого числа (потока) однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, и потому называются статистическими. Статистические закономерности имеют объективный характер, но существенно отличаются от закономерностей единичных явлений. Применение количественных методов анализа и исчисления характеристик, подчиняющихся статистическим законам случайных явлений и процессов, сделало их предметом особого раздела математики — теории вероятностей.
Вероятность — мера возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события — единице.
Вероятностно-статистическая интерпретация сложных причинно-следственных отношений позволила разработать и применить в научных исследованиях принципиально новые и весьма эффективные методы познания структуры и законов развития мира. Современные успехи квантовой механики и химии, генетики были бы невозможны без понимания неоднозначности отношений между причинами и следствиями изучаемых явлений, без признания
того, что последующие состояния развивающегося предмета далеко не всегда можно полностью вывести из предыдущего.
В технике статистический подход и основанный на нем математический аппарат обеспечили развитие теории надежности, теории массового обслуживания, квалиметрии и ряда других научно-технических дисциплин. Благодаря этому стал возможным совершенный во второй половине XX века переход к созданию и применению многофункциональных технических систем высокой сложности, надежность которых описывается вероятностными характеристиками.
Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило, достаточно сложными по составу причинными основаниями, включающими в себя как внутренние (необходимые), так и внешние (случайные) причины. Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает возможность реализации различных вариантов следствия. Характер реальных следствий зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим в каждом конкретном случае.
Познание соотношения необходимого и случайного в социальных взаимодействиях является условием практического применения знаний об объективных закономерностях жизни общества. Это объясняется тем, что общественно-исторические законы реализуются как объективная тенденция социального развития через сознательную деятельность преследующих свои цели отдельных личностей и социальных групп. Потому общественная жизнь представляет собой в целом чрезвычайно сложную систему причинно-следственных отношений, необходимых и случайных действий, поступков и процессов. Законы данного типа могут не обнаруживаться во многих частных случаях, однако верно описывать динамику социальной жизни как целостный обобщенный процесс.
Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.
Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность — предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность — две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.
В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.
Необходимость и случайность.
Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то
Необходимость и случайность.
Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то
событие – случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире
господствует только случайность и нет места необходимости, другие же – что
никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Однако,
по моему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и
случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие.
Чтобы легче понять, что такое необходимость и случайность, ответим сначала на
такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все ли они в этих
условиях должны протекать именно так, а не иначе? То явление или событие,
которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется
необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года
сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы
развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие
от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она
неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом
предмете, а вне его – во внешних условиях и обстоятельствах. Необходимость и
случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и
необходимым и случайным одновременно – необходимым в одном отношении и
случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и
случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как
главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу
через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет
форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается
объективная необходимость, закономерность. Возьмем какой-либо газ, заключенный
в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном беспорядочном движении,
случайно сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда. Несмотря на
это, давление газа на все стенки одинаково, оно с необходимостью определяется
физическими законами. Так за случайным движением молекул прокладывает себе путь
необходимость, определяющая давление, а также температуру, плотность,
теплоемкость и другие свойства газа. Случайность служит формой проявления
необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое
проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием
спроса и предложения. Иными словами случайность – это субъективно
неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях
может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.
Различают несколько видов случайности:
Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости.
Она определяется
Различают несколько видов случайности:
Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости.
Она определяется
корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики
поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого
случая.
Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта,
она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается
как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри
какого – то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных
последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия”
осуществления основного причинного ряда.
Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия
у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной
необходимости.
Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с
научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым,
человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного,
необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до
уровня случайности.
Итак, говоря кратко, случайное – это возможное при соответствующих условиях.
Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях.
Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой
внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения,
существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление,
момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку
закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость
неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом – в
пересечении различных рядов причинно – следственных связей, то необходимое
имеет причину в самом себе.
Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней
и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или
стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества
объектов или только для единичного объекта. Необходимость – это существенная
черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых
выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени
детерминированности их возникновения и существования. Необходимое
прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она
реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с
единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого
процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность находится в
многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и
необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития
определяет именно необходимость.
Учет диалектики необходимости и случайности – важное условие правильной
практической и теоретической деятельности. Основная цель познания – выявить
закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное
многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но
чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно
проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется
необходимое.
Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг
Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг
Но все, что появляется в мире, возникает как необходимо? Нет в мире есть и случайные явления, события. Случайность - категория, определяющая проблематичность, или необязательность возникновения или существования объектов; Случайно ли то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, вытекающих преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств.
Необходимость и случайность не существуют отдельно. их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, которые проводятся в Украине, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них есть конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.
Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость прокладывает себе путь через большое количество случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетения, скрещивания и столкновения всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая должна строго необходим, обязательный характер.
Как и все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий не являются равноценными. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость - как месть. Познавательная деятельность разворачивается как движение от случайного к необходимому.
Понятие необходимого и случайного. Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей
Понятие необходимого и случайного. Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей
Поскольку понятие необходимости формируется на основе исследования причинности, в частности, на основе уяснения необходимого характера причинно-следственной связи, некоторые философы и естествоиспытатели отождествляют необходимость с причинностью. Между тем причинность и необходимость представляют собой различные понятия, касающиеся различных сторон действительности. В самом Деле, понятие «причинность» отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. Понятие же необходимости отражает неизбежность проявления тех или иных связей и свойств при соответствующих условиях.
Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, то есть обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступать.
Так, необходимым свойством абразивов является снятие мелких стружек при обработке поверхности деталей. Данная необходимость порождена внутренней причиной (взаимодействием абразивов с поверхностью деталей) и определяется Необходимость, следовательно, выражает один из аспектов внутренней стороны предмета или явления; случайность же, наоборот, выражает внешние свойства и признаки материальных образований, она неразрывно связана с условиями и обстоятельствами бытия данного предмета или явления.
Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность. Идеалисты, как правило, отрицают необходимость и ее объективный характер. По их мнению, необходимость характерна лишь для сознания, является его свойством, формой деятельности, методологическим требованием.
Необходимость, например, по Канту, существует только в сознании. Она у него выступает в качестве формы рассудочной деятельности и привносится в мир человека. В виде сугубо логической связи трактуется необходимость в воззрениях Маха, в работах современных буржуазных философов, считающих, что необходимая связь между причиной и следствием в объективной действительности сама по себе не существует, что она привносится в мир субъектом, когда он пытается выразить эту связь в понятийной, логической форме, руководствуясь различными семантическими и синтаксическими правилами. Но если это так, то правомерен вопрос: почему мы, руководствуясь соответствующими семантическими и синтаксическими правилами, используя различные математические формулы при описании той или иной объективной причинно-следственной связи, получаем истинное знание? Ведь если наше знание истинно, то есть соответствует действительному положению вещей, то необходимость, необходимые связи существуют не только в движении мыслей, в сознании, но и в познаваемой объективной действительности, в вещах. И только потому, что необходимость существует объективно (вне и независимо от сознания, мышления), она имеет место в познании, в мыслительной деятельности, ибо последняя подчиняется законам, которые являются отражением всеобщих законов объективной действительности.
механики (трение, резание) и геометрии (ориентированные грани абразивных зерен) . Случайным в данном примере будет, во-первых, твердость обрабатываемой поверхности (кожа, дерево и т. д. вплоть до стали и алмазов), во-вторых, форма абразивов (порошок, шлифовальный круг, брусок, точильный камень, полировальная и доводочная паста) и, в-третьих, вид абразивов: природные (алмаз, корунд, наждак, гранат, кварц, пемза, трепел) или синтетические (карбид бора, карборунд, алунд, измельченное стекло). Во всех перечисленных случаях мы имеем дело не с внутренними причинами и закономерностями, а со свойствами, отношениями и моментами абразивов, зависящими от внешних обстоятельств и условий. Можно, например, воспользоваться абразивами как в форме бруска, так и в форме шлифовального круга, точильного камня и т. п. Необходимость же
во всех этих случаях остается неизменной, иными словами, при взаимодействии абразивов любой формы с обрабатываемой поверхностью детали будет происходить снятие стружек.
Материалисты признают объективное существование необходимости, считают ее одним из всеобщих свойств
Материалисты признают объективное существование необходимости, считают ее одним из всеобщих свойств
Правда, признавая объективную необходимость, некоторые материалисты не признают объективность случайности, считают, что она придумана для прикрытия неосведомленности в тех или иных вопросах. Когда человек, рассуждают они, не знает причины какого-нибудь явления, не может объяснить его, он объявляет его случай-
ным. Такую точку зрения на случайность развивали в свое время Демокрит, Спиноза, Гольбах и др. В наше время аналогичного взгляда придерживаются многие буржуазные ученые.
Суть рассматриваемой точки зрения на случайность лаконично выразил западногерманский теолог Г. Шпет: «Случайность — имя для еще непознанной детерминации. Случайность — это не ответ, а обозначение его отсутствия»'.
Объективное существование случайности, так же как и необходимости, своими корнями уходит в причинность. Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности — связь (пересечение) двух (или нескольких) причинных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Эти взаимодействия и порождают случайные явления. Возникнув случайно, такие причины (взаимодействия) дают начало новым необходимым рядам, которые, пересекаясь с другими, не связанными с ними причинными рядами, обусловливают возникновение новых случайных взаимодействий, с необходимостью вызывающих соответствующие изменения, и так далее без конца. Необходимость и случайность, таким образом, оказываются органически связанными между собой, в процессе взаимодействий, вызываемых ими изменений материальных образований переходят друг в друга, обусловливая возникновение новых материальных образований и качественных состояний.
Диалектика необходимости и случайности. Необходимость и случайность переплетены между собой самым причудливым образом. Будучи противоположными сторонами реальности, они в то же время нераздельны и выступают в единстве. Такое соотношение необходимости и случайности нашло свое выражение в высказывании Ф. Энгельса о случайности, служащей формой проявления необходимости. В письме к В. Боргиусу от 25 января 1894 года он писал: «Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность» 2.
При устройстве заземления, например, необходимостью служит соединение с землей какой-либо части электрической установки. Выражается эта необходимость в форме случайности, каковой
1 8ре11 О. В!е 1Ьео1о(рзсЬе Ойпепяюп йег СевсЫсЬ1е — 2е!(зсЬг1Г1 Гиг Ьа1Ьо-НзсЬе ТЬеоЬ^е, 1978, В<1. 100, N 2, 8. 37.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.
выступает состав (материал) проводника, с помощью которого осуществляется заземление, вид заземлителя.
Проявление необходимости через случайность особенно заметно в статистических закономерностях. Характерная особенность статистических законов заключается в том, что они проявляются через массу случайных явлений. В классической механике движение всей совокупности объектов целиком и полностью совпадает с движением любого отдельного объекта, наугад взятого из совокупности. В квантовой механике, наоборот, поведение, скажем, отдельного электрона существенно отклоняется от законов, определяющих движение ансамбля электронов.
Переход необходимости в случайность, а случайности в необходимость можно показать на следующем примере. Как известно, необходимым свойством воздуха является его способность быть диэлектриком при нормальных условиях. При нагревании воздуха в нем образуются ионы и происходит его превращение в проводник. Так, с изменением условий необходимое свойство воздуха перешло в свою противоположность — в случайное свойство, а прежнее случайное свойство стало необходимым.
Для иллюстрации этой черты диалектики необходимого и случайного Ф. Энгельс широко использовал учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Дарвин, по его мнению, сумел положить конец старому, метафизическому пониманию вида. Справиться с такой задачей ему помог обширный эмпирический материал. Опираясь на факты, Дарвин показал, как случайные различия особей внутри вида, постепенно усиливаясь, приводят к выходу за рамки признака данного вида.
В общественной жизни мы тоже встречаемся с превращением случайности в необходимость
В общественной жизни мы тоже встречаемся с превращением случайности в необходимость
Все это свидетельствует об относительном характере противопоставления необходимости случайности. Отмечая данный момент в соотношении необходимого и случайного, Ф. Энгельс писал: «Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение... то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость...»1
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 303.
Познание диалектики необходимого и случайного — процесс нелегкий. Необходимость не существует в чистом виде, не лежит на поверхности явлений. Она скрыта от непосредственного восприятия, пробивает себе путь через массу случайных свойств и связей в виде определенной тенденции. Поэтому познание необходимости есть вычленение ее из массы случайностей, обнаружение ее за случайностью отдельных фактов.
Наука не может ограничиться рассмотрением случайных явлений, для своего развития она нуждается в переходе от случайных фактов к раскрытию содержащейся в них необходимости. Ведь только открыв необходимость, она может приступить к осмыслению закономерных связей и отношений, формулированию соответствующих законов. Без раскрытия необходимости познание законов природы и общества немыслимо.
Учитывая практическое и теоретическое значение категорий необходимости и случайности, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, практическую деятельность надо основывать на необходимых, а не на случайных связях, ибо необходимое всегда пробивает себе дорогу в реальной действительности, а случайное в равной степени может как произойти, так и не произойти.
Во-вторых, учитывая диалектику необходимости и случайности, можно случайное и полезное свойство, отношение, момент, сторону какого-нибудь предмета или явления действительности превратить в необходимое свойство и отношение и наоборот, если создать для этого соответствующие условия.
В-третьих, удовлетворяя запросы практики, наука своей главной задачей считает раскрытие необходимости, проявляющейся в массе случайностей.
онятия необходимого и случайногоИсторически категории необходимости и случайности возникли как следствие
онятия необходимого и случайногоИсторически категории необходимости и случайности возникли как следствие
Могло ли не быть того, что есть, и могло ли произойти то, что не произошло? Кто из мыслящих людей не задумывался над такими, например, вопросами: необходимо или случайно именно Наполеон встал в свое время во главе французского государства? Случайно или закономерно то, что была открыта Америка и что честь ее открытия принадлежит именно Колумбу? Случайно или необходимо возникла жизнь на Земле, а затем появились люди и именно Вы, читатель? Можно до бесконечности продолжать задавать такого рода
вопросы.
Различные мыслители отвечали на них по-разному. Что бы ни произошло в природе, жизни общества и человека, фаталистически настроенные люди обычно говорят: «Чему быть, того не миновать» Это изречение покоится на воззрении, согласно которому в мире, в жизни каждого человека все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействий явлений. С позиций детерминизма, идущего еще от Демокрита, случайность толкуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только человек обнаруживает причину явления, оно перестает быть случайным. Здесь налицо нечто вроде подмены терминов. Дело в том, что та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Верно, что в мире нет беспричинных явлений. Все случайные события так или иначе причинно обусловлены, но от этого они отнюдь не становятся необходимыми. Фатализм в своем наиболее рафинированном виде сформулирован в системе лапласовского детерминизма, согласно которой в одной математической формуле можно выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех одушевляющих природу сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена. Но в диалектическом мире происходит много явлений, которые нельзя предсказать даже с помощью фантастического числа уравнений и гипотетического всеобъемлющего ума, ибо в нем существенную роль играет случайность.
Другие же считали, что все на свете — дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива, тысячелетиями смущавшая людей: или в мире господствует только случайность и тогда нет места необходимости, или же никакой случайности не существует — и тогда все происходит по необходимости. На самом деле в природе и обществе многое совершается случайно. Случайность обладает своей долей «права» на бытие.
Что же такое случайность? Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, подобная связь носит неустойчивый характер Иными словами, случайность — это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.
Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.
Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы
Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы
Выделяются также случайности субъективные, то есть такие, которые возникают вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости,— такова природа исторического волюнтаризма некоторых политических деятелей, и случайности объективные (к ним мы еще вернемся при рассмотрении категории вероятности). Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.
Итак, говоря кратко, случайное — это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом — в пересечении различных рядов причинно-следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.
Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость — это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. В закономерно протекающие процессы случайность как бы вносит момент неопределенности, что выражается в категории вероятности. Почему необходимость может проявляться через случайность? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Более того, случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида. Такого рода случайности дают новую жизнь и перспективу необходимости. Согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и приводят к изменению вида. Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость. Поэтому на вопросы, случайно или необходимо именно Наполеон встал в свое время во главе французского государства, случайно или закономерно то, что в свое время была открыта Америка и что честь ее открытия принадлежит Колумбу, ответ может быть только один: То, что во Франции в результате внутренней логики развития событий требовалась личность, подобная Наполеону,— это необходимость, но что такой личностью оказался именно Наполеон, а, скажем, не какой-нибудь Пьер,— чистая случайность. То же и с открытием Америки.
Учет диалектики необходимости и случайности — важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания — выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое. А вот предсказание, например, общественных событий предполагает учет и того и другого. Возьмем историю. Все ли в ней разумно? Верен ли тезис Гегеля: все действительное разумно, а все разумное действительно? Конечно нет. В ней, как и в поведении индивидов, немало иррационального. Во всяком случае, закономерное и случайное в исторических событиях и индивидуальных поступках людей содержат в себе и мудрость и безрассудство в разных пропорциях. Например, ускорение или замедление движения истории норой в очень сильной степени зависит от субъективных факторов, в том числе и от того, кто возглавляет это историческое движение.
еобходимость и случайность — важнейшие категории диалектики.
В домарксистской философии проблему соотношения
еобходимость и случайность — важнейшие категории диалектики.
В домарксистской философии проблему соотношения
Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей.
Детерминисты-метафизики были ближе к истине, однако тоже допускали серьезные ошибки в понимании соотношения необходимости и случайности. Они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны, и правильно их понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.
В объективном мире господствует необходимость — неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.
Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.
Во-первых, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать, что случайность и беспричинность — это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.
Во-вторых, случайность объективна. Ее существование не зависит от того, знаем мы ее причины или нет. Отрицание объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.
В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный ученый сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определенного уровня развития производительных сил, прогресса самой науки; оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремленной работы самого ученого.
Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например, случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер — явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определенными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов — жизни дерева и возникновения ветра — и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.
Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна, но не обязательна, она может быть, а может и не быть.