Новые направления в искусстве конца 19-начала 20 века

Содержание

Слайд 2

Умерли все боги… (Ф.Ницше) Миф о «сверхчеловеке» - культ сильной личности

Умерли все боги… (Ф.Ницше)

Миф о «сверхчеловеке» - культ сильной личности («Так

говорил Заратустра», «Воля к власти»),идеал «человека будущего».
Слайд 3

Направления искусства Реализм в литературе - Ги де Мопассан, А.Франс, Р.Роллан,

Направления искусства

Реализм
в литературе - Ги де Мопассан, А.Франс, Р.Роллан, Э.Золя, Р.

Киплинг, О. Уайльд, Б.Шоу, Т.Манн, Г.Манн
Натурализм - крайняя степень реализма: Золя, Мопассан, Т. Драйзер, Г.Манн
Слайд 4

Эмиль Золя (1840-1902) Основное произведение — 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93)

Эмиль Золя (1840-1902)
Основное произведение — 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93)

— история одной семьи в эпоху Второй империи.
В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия.
Золя — сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
Слайд 5

Ги де Мопассан (1850-1893) Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл -

Ги де Мопассан (1850-1893)

Мастер короткого рассказа.
В сборниках новелл - острота

социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности.

Любовная тема — откровенное, лишенное иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.).

Слайд 6

Анатоль Франс (1844-1924) В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина

Анатоль Франс (1844-1924)

В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома

Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности.
В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) — антирелигиозная и политическая сатира.
Исторический роман «Боги жаждут» - о Великой французской революции.
Слайд 7

Ромен Роллан (1866-1944) Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность. В 1915 получил

Ромен Роллан (1866-1944)

Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность.
В 1915 получил Нобелевскую

премию за свое первое эпическое сочинение, посвященное «свободным душам всех наций – тем, кто страдает, борется и побеждает».

Жизнь гениального немецкого композитора Жана-Кристофа, которому Роллан придал много бетховенских черт, описывается с его рождения в маленьком рейнском городке до смерти в Италии

Слайд 8

Роберт Луи Стивенсон (1850-1894) Он долго искал свой путь в литературе

Роберт Луи Стивенсон (1850-1894)

Он долго искал свой путь в литературе и

только в самые последние годы жизни стал преуспевающим автором — первым в британской литературе профессиональным писателем, живущим литературным трудом.

На написание «Острова сокровищ» Стивенсона натолкнула нарисованная им карта некоего загадочного острова, где захоронен клад.
Так возникло захватывающее повествование: опасное плавание, затерянный остров с брошенным на нем человеком, пираты, проклятый клад, тайный заговор, невероятные зигзаги интриги

Слайд 9

Артур Конан-Дойл (1859-1930) Ввел в детективную литературу образ сыщика-любителя (Шерлок Холмс).

Артур Конан-Дойл (1859-1930)

Ввел в детективную литературу образ сыщика-любителя (Шерлок Холмс).
Повести

«Собака Баскервилей» (1901-02), «Долина ужаса» (1914-15), рассказы отличаются занимательной интригой и простотой повествования.
Слайд 10

Оскар Уайльд (1856-1900) В изысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам. Лиричные, возвышенные

Оскар Уайльд (1856-1900)

В изысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам. Лиричные, возвышенные по

стилю и содержанию сказки.
В философском романе «Портрет Дориана Грея» (1891) развенчал декадентское представление о красоте, чуждой нравственности.
Слайд 11

Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936) Пропаганда культурной миссии англичан на Востоке в

Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936)

Пропаганда культурной миссии англичан на Востоке в романе

и стихах с их неповторимой интонацией.
В «Книге джунглей»— истории жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы — яркие, психологически достоверные образы зверей, мысль о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей
ЗА ЦЫГАНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ
Мохнатый шмель – на душистый хмель,
Мотылек – на вьюнок луговой,
А цыган идет, куда воля ведет,
За своей цыганской звездой !
А цыган идет, куда воля ведет,
Куда очи его глядят,
За звездой вослед он пройдет весь свет –
И к подруге придет назад
Слайд 12

Бернард Шоу (1856-1950) Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных

Бернард Шоу (1856-1950)

Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий,

социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929).
В основе художественного метода— парадокс
Слайд 13

Генрих Манн (1871-1950) Социально-нравственные романы о Германии «бюргерской» (1914) эпохи с

Генрих Манн (1871-1950)

Социально-нравственные романы о Германии «бюргерской» (1914) эпохи с экспрессионистическим

гротеском и сарказмом обличающие кайзеровский милитаризм и буржуазный стиль жизни.
Культ ницшеански-свободной личности в трилогии «Богини» (1903).
Образ искомого героя — носителя разума и идеи прогресса, «гуманиста с мечтой в руке», в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» (1935-38).
Слайд 14

Томас Манн (1875-1955) В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901),

Томас Манн (1875-1955)

В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901),

философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем)
Слайд 15

Декаданс Теофиль Готье Обосновал теорию «искусства для искусства» «ПАРНАС» («Parnasse»), группа

Декаданс

Теофиль Готье
Обосновал теорию «искусства для искусства»
«ПАРНАС» («Parnasse»), группа французских поэтов

в 1850-60-е гг. декларировала «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.
Шарль Бодлер
Слайд 16

Символизм Поль Верлен Поэзия насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной

Символизм

Поль Верлен
Поэзия насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами

его жизни. Грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным
Слайд 17

Артюр Рембо «Разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов демонстративная антибуржуазность и пророческий пафос

Артюр Рембо

«Разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов

демонстративная антибуржуазность и пророческий пафос
Слайд 18

Стефан Малларме Мотивы одиночества и бессилия перед жизнью

Стефан Малларме

Мотивы одиночества и бессилия перед жизнью

Слайд 19

Гийом Аполлинер Возродив старую технику «граффити » (надписей), писатель создает при

Гийом Аполлинер

Возродив старую технику «граффити » (надписей), писатель создает при помощи

стихотворных строк рисунки – с целью придать поэзии не только временной, но и пространственный объем.
В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления
Слайд 20

Морис Метерлинк Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма

Морис Метерлинк

Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма