Обоснование рационализма Декарт и Спиноза

Содержание

Слайд 2

Рене Декарт Дуалистический рационализм Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно,

Рене Декарт Дуалистический рационализм

Гносеология Декарта
Радикальное сомнение
«Я мыслю, следовательно, существую»
Идея Бога
Естественный

свет разума
Метод достижения истины
Онтология Декарта
Дуализм духа и материи
Субстанции и их атрибуты
Отрицание пустого пространства и психики животных
Проблема взаимодействия субстанций
Естественный свет разума («врождённые идеи»)
«Шишковидная железа»
Психофизический параллелизм
Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша
Слайд 3

Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить

Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить в науках что-то

прочное и постоянное.

Однако, коль скоро я себя в чём-то убедил, значит, я всё же существовал?

Гносеология Декарта Радикальное сомнение

Всякий раз, как я произношу слова «Я существую» или воспринимаю это высказывание умом, оно по необходимости является истинным.

Слишком многие ложные мнения я принимал за истинные, и слишком сомнительны положения, принятые на основе этих ложных мнений.

Я допускаю, что всё видимое мною ложно и предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет память; я полностью лишён чувств.

Слайд 4

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Следовательно, моё

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю.

Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина.

Гносеология

Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»

Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления, значит я есть мыслящее существо.

Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь.

Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую.

Слайд 5

Одна из моих наиболее ясных идей есть идея Бога – идея

Одна из моих наиболее ясных идей есть идея Бога – идея бесконечной, независимой,

в высшей степени разумной и всемогущей субстанции.

Идея Бога не может быть выведена из каких-то других идей, ибо содержит в себе больше реальности, чем любая другая идея.

Гносеология Декарта Идея Бога

Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не меньше реальности, чем мыслится в этой идее, т.е. лишь от самого Бога.

Как мыслящее существо, я нахожу в себе множество идей, одни из которых представляются смутными, другие – ясными и отчётливыми.

Идея Бога как бесконечной субстанции не может исходить от меня самого, поскольку сам я конечен.

Слайд 6

И даже идеи ясные и отчётливые не могли разве быть вложены

И даже идеи ясные и отчётливые не могли разве быть вложены в

меня каким-нибудь могущественным, но злокозненным обманщиком?

Однако невозможно, чтобы Бог меня обманывал (ведь во всяком обмане заключено нечто несовершенное) или хотел, чтобы я заблуждался.

Гносеология Декарта Естественный свет разума

Поэтому я могу доверять этому естественному свету разума, при условии, конечно, что я правильно им пользуюсь.

Что касается других идей, то на идеи смутные я, по-видимому, не могу полагаться как на истинные.

Хотя я ощущаю в себе способность суждения, позволяющую отличать истину от заблуждения, могу ли я полагаться на неё?

Слайд 7

1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь

1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно и

отчётливо, что не может дать повод к сомнению.

3) Располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и восходя постепенно до наиболее сложных.

Гносеология Декарта Метод достижения истины

4) Делать перечни столь полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Вместо большого числа правил, составляющих логику, достаточно четырёх следующих, лишь бы соблюдать их без отступлений.

2) Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Слайд 8

Гносеология Декарта Метод достижения истины Истинно то, что представляется уму ясным

Гносеология Декарта Метод достижения истины

Истинно то, что представляется уму ясным и отчётливым

Деление на части (до

достижения полной ясности)

Последовательность мыслей (от простого к сложному)

Перечни и обзоры (чтобы ничего не упустить)

Слайд 9

Онтология Декарта Дуализм духа и материи Всё сущее Вещи мыслящие (res

Онтология Декарта Дуализм духа и материи

Всё сущее

Вещи мыслящие (res cogitans)

Вещи протяжённые (res extensa)

… я

полагаю, что весь род причин, направленных к определённой цели, не может иметь никакого применения в области физики: ведь я допускаю, что только по легкомыслию можно пытаться прослеживать цели Бога.
Слайд 10

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее,

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις)

– то, что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего).

Дух

Материя

Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования.

Мышление

Протяжённость

Слайд 11

Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций Дух Материя Мыслит Не

Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций

Дух

Материя

Мыслит

Не мыслит

Протяжённа

Непротяжён

Неделим

Делима

Если дух и материя

не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах?
Слайд 12

Спиноза Монистический рационализм Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов

Спиноза Монистический рационализм

Онтология Спинозы
Критика дуализма
Единственность субстанции
Множественность атрибутов субстанции
Пантеизм
Природа творящая
Природа сотворённая
Детерминизм
Отрицание случайности

(необусловленности)
Свобода как обусловленность собственной природой
Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение)
Гносеология Спинозы
«Геометрический» метод
Отождествление физической и логической необходимости
Три рода познания
Этика Спинозы
Разум и свобода
Слайд 13

Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как

Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её

сущность.

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, необходимо существует.

Онтология Спинозы Критика дуализма

Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя.

В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами – с одним и тем же атрибутом.

Определение 3 части 1

Определение 4 части 1

Слайд 14

Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими

Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами.

Бог действует единственно по

законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Онтология Спинозы Пантеизм

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога не может ни существовать, ни быть представляемо.

Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом.

Слайд 15

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом,

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом, а сама себя

определить не может.

Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Онтология Спинозы Детерминизм

Всё, что по нашему представлению находится во власти Бога, необходимо существует.

В природе вещей нет ничего случайного, но всё определено из необходимости божественной природы.

Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определённой к нему.

Слайд 16

Гносеология Спинозы «Геометрический метод» Аксиомы Постулаты Теоремы Леммы Королларии Схолии Определения

Гносеология Спинозы «Геометрический метод»

Аксиомы

Постулаты

Теоремы

Леммы

Королларии

Схолии

Определения

Слайд 17

Протяжение составляет атрибут Бога, иными словами Бог есть вещь протяжённая (res

Протяжение составляет атрибут Бога, иными словами Бог есть вещь протяжённая (res extensa).

Всё, что

вытекает из бесконечной природы Бога формально, в том же порядке и той же связи проистекает в Боге из его идеи объективно.

Гносеология Спинозы Физическая и логическая необходимость

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Мышление составляет атрибут Бога, иными словам Бог есть вещь мыслящая (res cogitans).

Субстанция мыслящая и субстанция протяжённая составляют одну и ту же субстанцию, рассматриваемую под разными атрибутами.

Теорема 1 части 2

Теорема 2 части 2

Схолия к теореме 7 части 2

Королларий к теореме 7 части 2

Теорема 7 части 2

Слайд 18

Гносеология Спинозы Три рода познания Познание Рассудок Мнение или воображение Познание

Гносеология Спинозы Три рода познания

Познание

Рассудок

Мнение или воображение

Познание через беспорядочный опыт

Познание из знаков

Интуиция

Познание из общих понятий

Непосредствен- ное усмотрение сущности вещей