Содержание
- 2. 2.1. Основные понятия искусственного интеллекта Иску́сственный интелле́кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и технология
- 3. Участники Российской ассоциации искусственного интеллекта дают следующие определения ИИ: Научное направление, в рамках которого ставятся и
- 4. Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в комплекс компьютерных наук, а создаваемые на её основе технологии
- 5. www.AIportal.ru
- 6. 2.2. История искусственного интеллекта Термин искусственный интеллект был предложен в 1956 г. Джоном Маккарти (штат Нью-Гемпшир,
- 7. Периоды развития ИИ 60-е – начало 70-х годов XX века – исследования по "общему интеллекту", попытки
- 8. История развития искусственного интеллекта в СССР и России Коллежский советник Семён Николаевич Корсаков (1787—1853) ставил задачу
- 9. До 1970-х годов в СССР все исследования ИИ велись в рамках кибернетики. По мнению Д.А. Поспелова,
- 10. 2.3. Современный искусственный интеллект Можно выделить два направления развития ИИ: решение проблем, связанных с приближением специализированных
- 11. Сегодня за счет достижений в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которые существенно упрощают
- 12. Некоторые известные ИИ-системы Deep Blue — победил чемпиона мира по шахматам. Матч Каспаров против суперЭВМ не
- 13. MYCIN — одна из ранних экспертных систем, которая могла диагностировать небольшой набор заболеваний, причем часто так
- 14. Основной особенностью интеллектуальных систем является то, что они основаны на знаниях, а вернее, на некотором их
- 15. 2.4. Проблемы создания ИИ Среди исследователей ИИ до сих пор не существует единой точки зрения на
- 16. Возможности новых машин в плане скорости вычислений оказались больше человеческих, поэтому в учёном сообществе зародился вопрос:
- 17. Тест Тьюринга Стандартная интерпретация этого теста звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним
- 18. Все участники теста не видят друг друга. Если судья не может сказать определенно, кто из собеседников
- 19. Мысленный эксперимент «Китайская комната» Джона Сёрля аргумент в пользу того, что прохождение теста Тьюринга не является
- 20. Например, правила могут гласить: «Возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с
- 21. Предположим далее, что книга правил написана так, что мои «ответы» на «вопросы» не отличаются от ответов
- 22. Этот пример соответствует системе быстрого обучения формальным знаниям для решения типовых задач, которая сегодня стала вытеснять
- 23. Формализация В 1984 году Сёрль формулирует свою идею более формализованно. Он рассматривает следующие предпосылки: Предпосылка 1:
- 24. Системы искусственного интеллекта Есть самостоятельное научное направление – Системы Искусственного Интеллекта (СИИ), и соответствующая дисциплина, которая
- 25. Выводы Искусственный интеллект – это научное направление, связанное с машинным моделированием человеческих интеллектуальных функций. Понятие искусственный
- 26. 2.5. Практические реализации искусственного интеллекта программы-собеседники логические игры распознавание образов распознавание текста распознавание речи автоматические системы
- 27. Программы-собеседники Виртуальный собеседник (англ. chatterbot) — это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека
- 28. Цели конкретных диалогов между людьми различаются. Можно просто «поболтать», а можно обсудить важную проблему. Реализация последнего
- 29. Вопросно-ответная система (QA-система; от англ. QA — Question-answering system) — информационная система, способная принимать вопросы и
- 30. Принцип действия виртуальных собеседников Виртуальные собеседники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля
- 31. Логические игры В 1954 году американцы А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. Саймон и голландец А. Де
- 32. Распознавание образов развитие средств поиска, индексирования и анализа смысла изображений, согласования содержимого справочных каталогов при автоматической
- 33. Теория распознава́ния образов - раздел информатики, развивающий теоретические основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений,
- 34. Основные направления: Изучение способностей к распознаванию, которыми обладают живые существа, объяснение и моделирование их. Развитие теории
- 35. Распознавание текста Оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition, OCR) — механический или электронный перевод изображений
- 36. Автоматический анализ естественных языков (лексический, морфологический, терминологический, выявление незнакомых слов, распознавание национальных языков, перевод, коррекция ошибок,
- 37. Распознавание речи это процесс преобразования речевого сигнала в цифровую информацию (напр., текстовые данные). Обратной задачей является
- 38. Увеличение вычислительных мощностей мобильных устройств позволило и для них создать программы с функцией распознавания речи. Среди
- 39. Применение Основным преимуществом голосовых систем является дружественность к пользователю. Голосовое управление Голосовой набор в различной технике
- 40. Робототехника Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем
- 41. Слово «робототехника» было впервые использовано в печати Айзеком Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец», опубликованном в 1941
- 42. Три закона робототехники В научной фантастике — обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированные Айзеком Азимовым
- 43. В одном из рассказов цикла персонаж Азимова приходит к заключению об этической основе Трёх Законов: «…если
- 44. Типы роботов Андроид Боевой робот Бытовой робот Персональный робот Промышленный робот Социальный робот Шаробот
- 45. Андроиды - современные человекоподобные роботы Гиноид «Актороид», продемонстрированный Осакским университетом совместно с корпорацией Kokoro на выставке
- 46. Einstein Robot — голова робота с внешностью Зйнштейна. Модель для тестирования и воспроизведения роботом человеческих эмоций.
- 47. TOPIO - андроид, разработанный для игры в настольный теннис против человека. ASIMO — андроид, созданный корпорацией
- 48. Боевой робот Боевой робот (военный робот) — автоматическое устройство, заменяющее человека в боевых ситуациях для сохранения
- 49. Сухопутные Guardium — беспилотный военный автомобиль. Swords — специальная боевая система наблюдения и разведки (сокращение от
- 50. Бытовой робот Бытовой робот — робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни. Сейчас распространение бытовых
- 51. AIBO --- > ARIN? Sony объявила о прекращении выпуска четвероногого друга, робота AIBO, Южнокорейская компания Eungsang
- 52. Роботы — помощники Роботы-пылесосы Роботы-уборщики Роботы для мытья пола Роботы для чистки бассейнов Роботы для чистки
- 53. Персональный робот Персональный робот — тип роботов, которые в отличие от промышленных роботов будут компактны, недороги
- 54. Промышленный робот Это автономное устройство, состоящее из механического манипулятора и системы управления, которое применяется для перемещения
- 55. Промышленные роботы могут выполнять основные технологические операции (сварка, окраска, сборка и др.) и вспомогательные технологические операции
- 56. Социальный робот Социальный робот — робот, способный в автономном или полуавтономном режиме взаимодействовать и общаться с
- 57. Шаробот Шаробо́т (англ. Ballbot) — подвижный робот, использующий для передвижения единственное сферическое колесо (т.е. шар), и
- 58. Выставка информационных технологий CeBIT Всемирная выставка информационных технологий, программного обеспечения, телекоммуникаций, IT-решений и услуг (5-9 марта
- 59. Специализирующаяся на создании алгоритмов обработки данных Pawlin technologies, одна из коммерческих компаний, представленных на объединенной экспозиции,
- 60. На развитие сферы эволюционных вычислений (ЭВ; автономное и адаптивное поведение компьютерных приложений и робототехнических устройств) значительное
- 61. Экспертные системы Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в
- 62. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.
- 63. В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области
- 64. Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (англ. Wizard). Мастера применяются в системных и прикладных
- 65. Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами, включает: извлечение информации из первичных данных (таких как сигналы, поступающие
- 66. Особенности экспертных систем компетентность – в конкретной предметной области экспертная система должна достигать того же уровня,
- 67. Типичные категории способов применения экспертных систем
- 68. Управление поведением системы как целого
- 69. Считается, что ЭС рационально использовать в трех режимах: пользователь выступает как клиент – он ставит проблему
- 70. При принятии решения о целесообразности разработки ЭС необходимо учитывать 4 фактора: Задача описывается с использованием специальных
- 71. Схема обобщенной экспертной системы
- 72. Структура ЭС интеллектуальных систем Интерфейс пользователя Пользователь Интеллектуальный редактор базы знаний Эксперт Инженер по знаниям Рабочая
- 73. Структура экспертных систем База знаний Механизм вывода Механизм приобретения знаний Механизм объяснения знаний Интеллектуальный интерфейс
- 74. Основные элементы СБЗ и ЭС Основой СБЗ и ЭС является база знаний (или источник знаний), содержащая
- 75. Профессор С.С. Лавров (Новосибирский технический университет) предлагает различать алгоритмические и неалгоритмические знания. Алгоритмические (или процедурные) знания
- 76. Факты играют роль элементарных «единиц» знания (простых утверждений о характеристиках объекта. Правила служат для выражения связей
- 77. Способы представления знаний Методы МР тесно связаны со способами представления знаний. Распространены следующие способы: правила, фреймы,
- 78. Фрейм, также как и семантические сети, является структурой знаний, представленной сетью узлов и связей между ними
- 79. Интерфейс (ИФ) Последняя, основная часть СБЗ – интерфейс (ИФ), обеспечивающий работу БЗ, МР и пользователя на
- 80. Интерфейс экспертной системы LinkMaster
- 81. Режимы функционирования Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством
- 82. По способу формирования решения аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив (определение характеристик объектов);
- 83. Этапы разработки ЭС Идентификация проблем — определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты
- 84. Этапы проектирования экспертной системы В настоящее время сложилась определенная технология разработки ЭС: Идентификация Концептуализация Формализация Выполнение
- 85. Технология разработки ЭС
- 86. Методика (этапы) разработки ЭС
- 87. Наиболее известные/распространённые ЭС CLIPS — популярная оболочка для построения ЭС (public domain) OpenCyc — мощная динамическая
- 88. CLIPS CLIPS, (от англ. C Language Integrated Production System) — программная среда среда для разработки экспертных
- 89. Такое представление близко к человеческому мышлению и отличается от программ, написанных на традиционных алгоритмических языках, где
- 90. Факты Информация, на основании которой экспертная система делает логический вывод, называется фактами. В CLIPS есть 2
- 91. Стратегии разрешения конфликтов Человек не всегда может задать полные условия, которые бы удовлетворяли действительности. Существует легенда,
- 92. Cyc Cyc (написано латиницей, произносится Сайк) — проект по созданию объёмной онтологической базы знаний, позволяющей программам
- 93. shcherbak.netshcherbak.net›razrabotka-vysokoeffektivnyx…znanij/ под онтологией понимается структурная спецификация некоторой предметной области, ее концептуальное описание в виде формализованного представления,
- 94. В одном из интервью Ленат так определил предмет деятельности своей компании: «С моей точки зрения, ИИ
- 95. Три положения Cyc (Ленат, Гуха и Фейгенбаум) Авторы Cyc выдвинули три положения: один принцип и две
- 96. Акинатор «Акинатор» — интернет-игра, разработанная двумя французскими программистами в 2007 году. Игрок должен загадать любого персонажа,
- 97. Структура вопросов На каждый вопрос предлагается выбрать один из пяти вариантов ответа: «Да» «Возможно, частично» «Я
- 98. Принцип работы программы Акинатор начинает с более общих вопросов, и каждый последующий вопрос носит уточняющий характер.
- 99. Перспективы Рост числа интеллектуальных приложений, способных быстро находить оптимальные решения комбинаторных проблем (возникающих, например, в транспортных
- 101. Скачать презентацию