Пафос, этос и логос, как основные категории риторики

Содержание

Слайд 2

Основные категории общей риторики Пафос – степень воодушевления автора, которая создает

Основные категории общей риторики
Пафос – степень воодушевления автора, которая создает эмоциональное

настроение слушателя/читателя и провоцирует его на определенное отношение к изображаемому явлению.
Слайд 3

Основные категории общей риторики Этос – условия произнесения/написания произведения (нравы, вкусы,

Основные категории общей риторики

Этос – условия произнесения/написания произведения (нравы, вкусы, пристрастия

слушателей/читателей, ориентация на которые во многом определяет успех произведения автора/оратора/ритора).
Слайд 4

Две стороны этоса Оратор учитывает требования, сложившиеся в обществе. Оратор своим

Две стороны этоса

Оратор учитывает требования, сложившиеся в обществе.
Оратор своим искусством формирует

требования к искусству словесного выражения и, тем самым, закладывает основы общественного мнения/ самосознание общества.
Слайд 5

Основные категории общей риторики Логос – словесное и логическое воплощение идей

Основные категории общей риторики
Логос – словесное и логическое воплощение идей автора/оратора/ритора

(по-гречески этот термин означает и слово, и понятие).
Слайд 6

Разделы риторики, этапы создания речевого произведения Инвенция – создание замысла высказывания,

Разделы риторики, этапы создания речевого произведения

Инвенция – создание замысла высказывания, произведения.


Элокуция – облачение мысли, замысла в слово, их словесное оформление.
Диспозиция – построение произведения речи, его композиция.
Слайд 7

Соотношение ключевых понятий и разделов риторики Пафос (пронизывает все произведение/рассуждение) он

Соотношение ключевых понятий и разделов риторики

Пафос (пронизывает все произведение/рассуждение)
он реализуется

на этапах инвенции, диспозиции и элокуции
Этос реализуется на этапе инвенции (хотя зависимость замысла произведения от вкусов общества относительна)
Логос реализуется на этапах диспозиции и элокуции
Слайд 8

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы

Слайд 9

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы Этос Когда, при каких условиях/обстоятельствах сказать? Кому сказать?

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы
Этос
Когда, при каких условиях/обстоятельствах сказать?
Кому

сказать?
Слайд 10

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы Логос Как сказать?

Ключевые категории риторики и решаемые проблемы
Логос Как сказать?

Слайд 11

Соотношение разделов риторики с уровнями высказывания Уровни анализа высказывания Разделы общей

Соотношение разделов риторики с уровнями высказывания

Уровни анализа высказывания Разделы общей риторики

Семантика

(значение)
Синтактика (структура
высказывания)
Прагматика (воздействие слова на слушателя)

Инвенция (изобретение замысла)
Диспозиция (расположение, композиция отрезков речи)
Элокуция (облачение мысли в слово)

Слайд 12

Соотнесенность пафоса с художественными методами/направлениями Метод пафос: Романтизм героико-романтический пафос Сентиментализм

Соотнесенность пафоса с художественными методами/направлениями

Метод пафос:
Романтизм героико-романтический пафос
Сентиментализм сентиментальный пафос
Реализм

реалистический пафос
Натурализм натуралистический пафос
Модернизм пафос модернизма
Символизм (относится к модернизму)
пафос символизма
Постмодернизм пафос постмодернизма
Слайд 13

Примеры пафоса в художественных произведениях Романтический пафос: Ранний Пушкин (до 1830

Примеры пафоса в художественных произведениях

Романтический пафос:
Ранний Пушкин (до 1830 г.:

поэмы «Цыгане», «Алеко»)
Все творчество Дж. Г. Н. Байрона
Поэзия декабристов
Романы В. Гюго («Собор Парижской богоматери»)
Слайд 14

Примеры пафоса в художественных произведениях Сентиментальный пафос (родина – Англия, после

Примеры пафоса в художественных произведениях

Сентиментальный пафос (родина – Англия, после 1720-х

гг.):
Романы Лоренса Стерна («Тристрам Шенди», «Сентиментальное путешествие», 1867),
Романы Жана-Жака Руссо («Новая Элоиза»),
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Слайд 15

Примеры пафоса в художественных произведениях Реалистический пафос: Вся русская классическая литература

Примеры пафоса в художественных произведениях

Реалистический пафос:
Вся русская классическая литература ХIХ в.

после А. С. Пушкина (Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский)
Большинство художественных произведений русской литературы ХХ в.
(И. А. Бунин, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой,
А. И. Солженицын)
Слайд 16

Примеры пафоса в художественных произведениях Пафос натурализма: «Натуральная школа» в русской

Примеры пафоса в художественных произведениях

Пафос натурализма:
«Натуральная школа» в русской литературе 1830-1840-е

гг. ХIХ в. (повесть Дмитрия Григоровича «Антон-горемыка»)
Творчество Эмиля Золя ("Тереза Ракен", 1867, "Чрево Парижа", 1873, "Западня", 1877, "Нана", 1880, "Жерминаль", 1885, "Деньги", 1891, "Разгром", 1982)
Слайд 17

Примеры пафоса в художественных произведениях Пафос модернизма: роман М. А. Булгакова

Примеры пафоса в художественных произведениях

Пафос модернизма:
роман М. А. Булгакова «Мастер и

Маргарита»
поэзия А. Ахматовой, Н. Гумилева,
О. Мандельштама, М. Цветаевой,
раннего В. Маяковского (до 1917 г.)
Слайд 18

Примеры пафоса в художественных произведениях Пафос символизма/модернизма: Творчество Оскара Уайльда (роман

Примеры пафоса в художественных произведениях

Пафос символизма/модернизма:
Творчество Оскара Уайльда (роман «портрет Дориана

Грея»),
Русская и французская школы символизма:
поэзия Поля Верлена,
Иннокентия Анненского,
Федора Сологуба,
Александра Блока,
роман Андрея Белого «Петербург»
Слайд 19

Примеры пафоса в художественных произведениях Пафос постмодернизма: Творчество Б. Акунина, В.

Примеры пафоса в художественных произведениях

Пафос постмодернизма:
Творчество Б. Акунина,
В. Пелевин («Чапаев и

пустота»),
Романы фэнтези,
Том Стоппард (пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»)
Слайд 20

Вопросы для собеседования 1. Что называется пафосом? 2. Чем отличается понимание

Вопросы для собеседования

1. Что называется пафосом?
2. Чем отличается понимание пафоса у Г.В.Ф. Гегеля

и В.Г. Белинского?
3. Какие существуют виды пафоса? Приведите примеры произведений с разными видами пафоса.
4. Что такое этос? В чем заключается двухсторонний характер этоса?
5. Для чего необходимо учитывать этос?
Слайд 21

Вопросы для собеседования 6. Приведите примеры противоречия между этосом и ритором,

Вопросы для собеседования

6. Приведите примеры противоречия между этосом и ритором, известные в

ораторской практике (необязательно из лекции преподавателя). В пользу чего должен сделать выбор ритор, желающий остаться достойным человеком, если его нравственная позиция и этос расходятся?
7. Что такое логос?
8. Какие существуют этапы создания и вынесения речи?
Слайд 22

Вопросы для собеседования 9. Что такое топ? 10. В силу каких

Вопросы для собеседования

9. Что такое топ?
10. В силу каких двух причин в

риторике были выделены внешний и внутренний топы?
11. Чем внешний и внутренний топы отличаются друг от друга?
12. Что изучает диспозиция как раздел риторики?
13. Из каких частей состоит аргумент?
Слайд 23

Вопросы для собеседования 14. Что рассматривается в разделе элокуция? 15. Какие

Вопросы для собеседования

14. Что рассматривается в разделе элокуция?
15. Какие аспекты рассматриваются в разделе

мемория?
16. Какие существуют виды памяти?
17. Кто является основателем ассоциативного способа запоминания?
18. В чем сущность способа запоминания «Римская комната» и кто ее изобрел?
Слайд 24

Вопросы для собеседования 19. Какие особенности функционирования памяти Вы запомнили? Кто

Вопросы для собеседования

19. Какие особенности функционирования памяти Вы запомнили? Кто из ученых

писал об этом?
20. Сформулируйте особенности восприятия, известные под названиями «эффект рамки» и «магическое число».
21. Какие качества изложения речи способствуют ее запоминанию слушателями и самим оратором?
22. Какие вы запомнили практические советы, направленные на оптимизацию навыков повторения?
Слайд 25

Вопросы для собеседования 23. Что изучает раздел риторики акция? 24. Какими

Вопросы для собеседования


23. Что изучает раздел риторики акция?
24. Какими качествами должен обладать

ритор, с точки зрения Цицерона?
25. Чтобы еще раз закрепить пройденный материал, выполните задания теста, приведенного в конце лекции (тема 3).