Содержание
- 2. Если вы идете в храм только для того, чтобы ознакомиться с ним или сотворить личную молитву
- 3. Вы собрались посетить православный храм, значит нужно подумать и о соответствующем внешнем виде. Главное в одежде
- 4. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой. Лучше быть в платке, допустимы
- 5. Покрытая голова в храме для женщины – очень древний благочестивый обычай. Женщины покрывали голову при молитве
- 6. В храме должно соблюдать тишину. Недопустимы громкие разговоры. Мобильные телефоны в храме следует переключить на вибросигнал.
- 7. У этих молодых людей случилось горе, поэтому они ведут себя не совсем традиционно. Во внебогослужебное время
- 8. Мы как-то по умолчанию начали употреблять слово храм. Но что это за слово? И что значат
- 9. В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный
- 10. Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи.
- 11. Храм может иметь любую форму. Наиболее распространена форма храма в виде корабля.
- 12. С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток
- 13. Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может
- 14. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской — это обычно луковка или маковка. Здесь пять
- 15. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал
- 16. На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения.
- 17. Колокольня находится рядом с храмом или пристроена к нему.
- 18. Смотрим строение храма. притвор алтарь храм колокольня паперть
- 19. На востоке был рай (Быт.2,8); Господь Иисус Христос как Солнце Правды (Мал.4,2) приходит с востока и
- 20. Подойдем поближе. Площадка перед храмом, на которой стоят люди, называется папертью. Слово паперть происходит от старославянского
- 21. Сегодня большие паперти напоминают о том времени, когда у храмов сидело множество нищих и калек, просивших
- 22. В средние века на Руси паперти строили большими также потому, что существовала практика наказывать грешников епитимьей
- 23. Над входом в храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том, что место это —
- 24. Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми
- 25. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в
- 26. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…»
- 27. Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»),
- 28. Как и всеми нашими действиями, крестным знамением Православие побуждает нас исповедовать свою веру. Этот священный знак
- 29. По старинным русским традициям перед входом в храм полагалось три земных поклона, то есть человек вставал
- 30. В храм человек входит через притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом.
- 31. В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. –
- 32. В древнерусских храмах притворов поначалу тоже не было, они были не нужны. Потом появляется традиция устраивать
- 33. Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня притвор – часть храма. В притворах
- 34. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не
- 35. Если церковная лавка находится вне здания храма или в притворе, отделенном от самого храма стеной, то
- 36. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме? Подавать записки с именами наших
- 37. На обедню, на Литургию, на проскомидию… Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем
- 38. Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении
- 39. Вот в какой последовательности, по рангу, положено писать людей: Патриархов; митрополитов; архиепископов; епископов; протопресвитеров; архимандритов; протоиереев
- 40. Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви,
- 41. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог. Здесь нужно
- 42. В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный
- 43. Если церковная лавка находится в притворе, архитектурно не отделенном от храма, то приобретение свечей и написание
- 44. На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе
- 45. Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют.
- 46. Строгого правила нет. Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, а затем прикладываются к иконе. Другие верующие
- 47. Теперь, как бы «поздоровавшись», можно совершать свои прошения к Богу и святым. А именно, ставить свечи
- 48. Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души, вопреки густой и агрессивной тьме, силящейся
- 49. Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей
- 50. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться.
- 51. В храме не молятся вслух, если, конечно, в молитве не участвуют все верующие.
- 52. Теперь можно оглядеться. За иконой праздника, возле которой стоят подсвечники, видна небольшая ступенька на площадку –
- 53. Солея символизирует огненную реку, отделяющую мир от Небес (храмовое пространство от алтаря). Заходить на нее можно
- 54. Центральная часть солеи называется амвон (в переводе с греческого – «возвышенное место»). а м в о
- 55. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма. И к нему вела каменная
- 56. С амвона читается во время Божественной литургии Святое Евангелие, произносятся ектении, отсюда священник проповедует…
- 57. Пространство храма от алтаря отделяет иконостас. Здесь мы видим традиционный русский иконостас из 5 рядов. с
- 58. Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от
- 59. Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы
- 60. Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов. Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией
- 61. Это Царские врата. Они называются так потому, что во время богослужения из них для Причащения верующих
- 62. Мы видим иконостас с отверстыми Царскими вратами. За ним скрывается алтарь - самое святое пространство храма.
- 63. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или
- 64. Справа от иконостаса у стены стоит Распятие. Традиционно его называют Голгофа. Г о л г о
- 65. Возле Голгофы обычно стоит столик – канун, где ставятся свечи за упокой близких. Молимся об усопших…
- 66. …а затем ставим свечи на канун.
- 67. Иногда канун ставится отдельно от Голгофы в другой части храма или в притворе.
- 68. На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но
- 69. Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те,
- 70. Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона – выражение
- 71. Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому,
- 72. В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой.
- 73. Эта мама объясняет маленькому ребенку, что делает. Пусть ребенок пока не понимает, зачем ставится свеча, зачем
- 74. И еще. От наших свечей подсвечники оказываются залиты воском, и, чтобы их очистить, нужно приложить немало
- 75. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией
- 76. Перед иконами горят лампады.
- 77. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего. Поэтому на лампадах
- 78. Перед чтимой иконой может гореть множество лампад. Это своего рода знак сугубой чести. Владимирская икона Божией
- 79. Кроме икон в храмах часто хранятся различные святыни.
- 80. Это - ковчег, в котором находятся частицы множества древних и новых святых. Благоговейно помолившись, можно приложиться
- 81. Если есть очередь к святыне (плащанице, иконе, мощам и проч.), молиться следует, пока стоишь в очереди.
- 82. Существует благочестивый обычай, поцеловав святыню, на секунду приложиться к ней лбом: в просвещение разума.
- 83. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково
- 84. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.
- 85. А эта замечательная люстра со множеством лампад называется паникадило. Это наше название – искаженное греческое поликанделион,
- 86. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие — собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа,
- 87. Самые древние паникадила называют хоросами. Они выглядят как металлическое или деревянное колесо, подвешенное на цепях к
- 88. Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными. Многоярусные паникадила – яркое олицетворение иерархичности Горнего мира, указание
- 89. Это снимок греческого храма. Греки любят многоярусные паникадила. По толкованию византийских богословов, кроме вышеперечисленного, свечи, которые
- 90. У выхода из храма на балконе устроены хоры.
- 91. Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды осеняем себя крестным знамением, совершаем поклон и выходим из храма.
- 92. Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды осеняем себя крестным знамением, совершаем поклон и выходим из храма.
- 93. В следующий раз мы посетим православное богослужение и разберем, как вести себя и что означают те
- 95. Скачать презентацию