Политическая философия Никколо Макиавелли

Содержание

Слайд 2

Что же такое наука управлять государством? Одним из первых, рассмотревших этот

Что же такое наука управлять государством?

Одним из первых, рассмотревших этот

вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

Управлять ли государством с позиции силы или использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике, общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности – все эти аспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах Макиавелли.

Слайд 3

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) «Я родился бедным – скажет потом

Никколо Макиавелли (1469 – 1527)

«Я родился бедным – скажет потом

Макиавелли – и познал тяготы нужды прежде, чем радость жизни»

С юных лет преимущественный интерес к политике, к современной политической жизни определил и круг его чтения - это прежде всего творения историков классической древности, воспринимаемые не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для политического анализа, учебника политики.
Во всех своих произведениях 1502-1512 годах Макиавелли старался не покидать позиций традиционной флорентийской демократии. Однако ради укрепления мощи республики он уже тогда считал оправданными самые крайние меры.

Слайд 4

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог

отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного вмешательства.
Для Макиавелли объектом изучения становится мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств.

Политический опыт прошлых веков

Слайд 5

За постоянной изменчивостью, за непрестанными изменениями государственного устройства, за переходом владычества

За постоянной изменчивостью, за непрестанными изменениями государственного устройства, за переходом владычества

от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматриваются, согласно философии истории Макиавелли, постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и государствами и которые именно потому и могут - и должны - стать предметом трезвого анализа.
Слайд 6

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории,

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории,

со­гласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве все­общей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства:

«Размышляя о ходе дел человеческих, я прихожу к выводу, что мир всегда остается одинаковым, - утверждает автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - что в мире этом столько же дурного, сколько и хорошего, но что зло и добро перекочевывают из страны в страну. Это подтверждают имеющиеся у нас сведения о древних царствах, которые сменяли друг друга вследствие изменения нравов, а мир при этом оставался одним и тем же».

Слайд 7

Роль религии в политике Роль церкви и в истории Италии, и

Роль религии в политике

Роль церкви и в истории Италии, и в

истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно.
Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит - добрым и единым.
Слайд 8

Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Его слегка пренебрежительное отношение к

Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Его слегка пренебрежительное отношение к

Римской католической церкви вполне объяснимо. Как христианин он обязан был знать основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не напоминало мир евангельских заповедей.
Слайд 9

Цезарь Борджа

Цезарь Борджа

Слайд 10

Политика и мораль Не только анализ политики отделен и освобожден у

Политика и мораль

Не только анализ политики отделен и освобожден у Макиавелли

от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Анализ общественных, политических проблем у Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали.
Слайд 11

Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный

Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный

собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.
Слайд 12

Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный политик,

Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный политик,

применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху.

Цель автора «Государя» - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства.

Слайд 13

В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило

В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило

«цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...»
Слайд 14

Макиавелли и макиавеллизм Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение

Макиавелли и макиавеллизм

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических

проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.
«Макиавеллизм» - беспринципная политика, на деле попирающая все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей.
Слайд 15

Чем шире социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика,

Чем шире социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика,

тем меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы.
Революционность политической идеи Макиавелли - в преодолении феодальной раздробленности, олицетворяемой не только феодальным дворянством, но и партикуляризмом городов-государств.
Слайд 16

Вывод Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования

Вывод

Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей.
Макиавелли

впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.