Политическая философия Никколо Макиавелли

Содержание

Слайд 2

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель

(занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.
Слайд 3

НОВАЯ ЭПОХА ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Эпоха Возрождения была для Италии и Франции

НОВАЯ ЭПОХА ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем

становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.
С Никколо Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии и принять автономию. Позиция Макиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе "политика для политики".
Слайд 4

Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение: кризис


Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение:

кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовываться с моральными ценностями. Этот принцип помещался в принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики.
Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни.
Слайд 5

На первый взгляд кажется, что Макиавелли и его политическая философия полностью


На первый взгляд кажется, что Макиавелли и его политическая философия

полностью лишены каких-либо моральных принципов. На протяжении веков Макиавелли считали воплощением цинизма.
Однако сам он не считал себя лишенным моральных принципов. Он описывал мир таким, каким он его видел, а не таким, каким ему хотелось бы его видеть. В самом деле, он был убежден, что только сильный духом правитель может твердо соблюдать намеченный курс в условиях постоянных заговоров, от которых, к сожалению, зависит его жизнь.
Слайд 6

Макиавелли прибегает к иносказанию, рассуждая о животных: "Из всех зверей пусть



Макиавелли прибегает к иносказанию, рассуждая о животных: "Из всех

зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
Слайд 7

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЕДШИХ ВЕКОВ В мире Макиавелли нет места для божественного

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЕДШИХ ВЕКОВ

В мире Макиавелли нет места для божественного

вмешательства. Он фактически исклю­чил бога из сферы своего трезвого анализа обществен­ной жизни, истории и политики. Для Макиа­велли объектом изучения становится мир человеческих от­ношений и поступков, прежде всего история и ход об­разования, возвышения и гибели государств.
Мир людей для Макиавелли столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за непре­станными изменениями государственного устройства, за переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматривают­ся постоян­ство и неизменность человеческой природы и тех закономерностей, кото­рые движут людьми и государствами. Поэтому они могут и должны стать предметом трезвого анализа.
Слайд 8

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории,


В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии

истории, приходит представление о диалектическом единстве все­общей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства:
«Размышляя о ходе дел человеческих, я прихожу к выводу, что мир всегда остается одинаковым, что в мире этом столько же дурного, сколько и хорошего, но что зло и добро перекочевывают из страны в страну. Это подтверждают имеющиеся у нас сведения о древних царствах, которые сменяли друг друга вследствие изменения нравов, а мир при этом оставался одним и тем же».
Слайд 9

ФОРТУНА-НЕОБХОДИМОСТЬ Государства возвышаются, достигают вершин вели­чия, гражданской доблести и могущества, затем

ФОРТУНА-НЕОБХОДИМОСТЬ

Государства возвышаются, достигают вершин вели­чия, гражданской доблести и могущества, затем разла­гаются,

приходят в упадок и гибнут - это вечный кру­говорот, не подчиненный никакой свыше предустанов­ленной цели, объясняемый изменением нравов, но не находящий еще материалистического объяснения в усло­виях жизни людей.
Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и обозна­чаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необхо­димость - это не внешняя по отношению к истории и об­ществу сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью причинно-следственных связей.
Слайд 10

Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. История не


Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. История

не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней «судьба» и «необходимость» озна­чают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере человек - деятель, политик - сумеет ее понять, к ней приспосо­биться и в то же время ей противостоять.
Слайд 11

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Он

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ

Макиавелли признавал именно практическую пользу религии.
Он хорошо видел,

чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит -добрым и единым.
Слайд 12

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ В своем труде «Государь» Макиавелли дает практические советы

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

В своем труде «Государь» Макиавелли дает практические советы фактическому

политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения он рассматривает вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства.
В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...»