Познание как предмет философского анализа

Содержание

Слайд 2

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание - деятельность человека, направленная на получение

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание - деятельность человека, направленная на получение достоверных

знаний о действительности.
Субъект познания (S) - человек как носитель сознания, обладающий определенными познавательными способностями (рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.).
Объект познания (О) - фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.
Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА Гносеологический оптимизм – философская

ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

Гносеологический оптимизм – философская

точка зрения, согласно которой человек способен познать вещи такими, какими они являются на самом деле, и границ познанию не существует (Аристотель, просветители, Гегель, марксизм).
Скептицизм – сомнение в познавательных способностях человека (М.Монтень и др.).
Агностицизм (дословно – от греч. непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективность истины (И.Кант и др.).
Слайд 4

ИСТИНА (классическая концепция) Истина – знание, представляющее собой адекватное отражение реальности.

ИСТИНА (классическая концепция)

Истина – знание, представляющее собой адекватное отражение реальности. Её

черты:
Объективность (субъективна по форме, объективна по содержанию);
Конкретность;
Абсолютность и относительность: выделяют истины абсолютные (полное исчерпывающее знание об объекте) и относительные (неполное, приблизительно верное знание).
Слайд 5

ИСТИНА (неклассические концепции) Когерентная (лат. cohaerentia – связь, сцепление) Истина понимается

ИСТИНА (неклассические концепции)

Когерентная (лат. cohaerentia – связь, сцепление) Истина понимается как свойство

согласованности и логической непротиворечивости знаний (О. Нейрат, Р. Карнап, и другие).
Прагматическая (греч. pragma – дело, действие) Истина понимается как полезность знания, как инструмент для эффективного решения познавательных проблем (Ч. Пирс, У. Джемси др.).
Конвенционалистская (лат. conventio – соглашение). Истина понимается как продукт соглашения, договоренности людей (А. Пуанкаре и др.).
Слайд 6

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Критерий – признак, на основании которого происходит оценка или

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Критерий – признак, на основании которого происходит оценка или

классификация чего-либо. Критерий истины это то, что позволяет отличать истину от неистины.
Критериев истины известно много. В качестве основного разные философы берут что-то свое: очевидность, общезначимость, непротиворечивость и т.д. (смотри определения истины).
Одним из наиболее известных критериев истины является практика (ввел К.Маркс)
Слайд 7

ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ Практика – это деятельность

ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Практика – это деятельность

людей, направленная на изменение окружающего мира.
Виды практики:
Деятельность по изменению природы: материальное производство.
Деятельность по изменению общества: общественно-политическая практика.
Научный эксперимент.
Слайд 8

ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ (продолжение) Практика в познании

ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ (продолжение)

Практика в познании выполняет

следующие функции:
Критерия истины.
Цели познания.
Основы познания.
Слайд 9

УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Слайд 10

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 11

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 12

ИНТУИЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ Интуиция – внезапное, неосознанное, непосредственное постижение истины (как

ИНТУИЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Интуиция – внезапное, неосознанное, непосредственное постижение истины (как «озарение».


Виды интуиции: чувственная (например, творческое воображение) и интеллектуальная.
На природу интуиции существуют 2 основные точки зрения, одна из которых «иррационализм».