Познание как предмет философского анализа

Содержание

Слайд 2

Гносеология Гносеология – раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы

Гносеология

Гносеология – раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания.


Основные проблемы гносеологии:
- проблема познаваемости мира;
- проблема соотношения субъекта и объекта познания;
- проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;
- проблема истины и ее критериев.
Слайд 3

Понятие познания Познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека,

Понятие познания

Познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной

на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.
Слайд 4

Проблема познаваемости мира Гносеологический оптимизм Гносеологический пессимизм

Проблема познаваемости мира

Гносеологический оптимизм
Гносеологический пессимизм

Слайд 5

Гносеологический оптимизм Признается принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых и

Гносеологический оптимизм

Признается принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных

для этого способностей и средств.
Утверждается, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира.
Слайд 6

Гносеологический пессимизм Скептицизм - Идея относительности знаний о мире, сомнение в

Гносеологический пессимизм

Скептицизм - Идея относительности знаний о мире, сомнение в возможности

получения абсолютно достоверного знания. Мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем.
Критицизм - Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен производить достоверные знания.
Агностицизм - Идея невозможности познания мира в его объективных характеристиках. Мир, каким он является на самом деле, не познаваем.
Слайд 7

Проблема соотношения субъекта и объекта познания Субъект познания – это наделенный

Проблема соотношения субъекта и объекта познания

Субъект познания – это наделенный сознанием

и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания.
Объект познания - это фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
Познание - выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В гносеологии рассматривается вопрос: Каков характер этого отношения?
Слайд 8

Проблема субъекта и объекта познания в классической философии Объектный подход Субъектный подход

Проблема субъекта и объекта познания в классической философии

Объектный подход
Субъектный подход

Слайд 9

Объектный подход (философия 17-18 вв.) Главная роль в процессе познания отводится

Объектный подход (философия 17-18 вв.)

Главная роль в процессе познания отводится объекту,

а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.
Под субъектом познания подразумевается отдельный человек как биологический индивид, познавательные способности которого имеют естественное происхождение.
Объект познания активно воздействует на субъект и вызывает в нем чувственные образы. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия.
Слайд 10

Субъектный подход (немецкая классическая философия) Главная роль в процессе познания отводится

Субъектный подход (немецкая классическая философия)

Главная роль в процессе познания отводится

субъекту, а само познание выступает как процесс конструирования объекта в сознании субъекта.
Объект познания является результатом творческой активно-конструктивной деятельности сознания субъекта; характеристики познаваемого объекта зависят от способов познания.
Субъект познания – это не биологический индивид, а чистый разум, обусловленный априорными формами чувственности и рассудка, которые только и делают возможным сам процесс познания.
Слайд 11

Проблема субъекта и объекта познания в неклассической философии Деятельностный подход. Его

Проблема субъекта и объекта познания в неклассической философии

Деятельностный подход.
Его основные

принципы:
- Определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности.
- Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной общности.
- Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, мировоззрения, в рамках которых действует субъект.
- Все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны, изменяются с развитием общества.
Слайд 12

Структура познавательного процесса. Уровни познания. Чувственное познание: осуществляется при помощи органов

Структура познавательного процесса. Уровни познания.

Чувственное познание:
осуществляется при помощи органов чувств человека в

наглядно-образной форме;
направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте;
отражает признаки предметов в их случайном проявлении.

Рациональное познание:
осуществляется при помощи абстрактного мышления в понятийной форме;
направлено на предметы, которые не всегда даны в повседневном опыте;
направлено на выявление внутренней структуры объекта, его связей и механизмов изменения.

Слайд 13

Формы чувственного познания Ощущение – это отражение отдельных свойств, сторон, качеств

Формы чувственного познания

Ощущение – это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов

и явлений материального мира, в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств.
Восприятие – это отражение предмета целостно в комплексе всех его свойств. Восприятие – это синтез разнообразных ощущений.
Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.
Слайд 14

Формы рационального познания Понятие – это форма мышления, в которой отражаются

Формы рационального познания

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные

признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами при помощи определений.
Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.
Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание.
Слайд 15

Взаимосвязь чувственного и рационального познания Чувственное и рациональное – это два

Взаимосвязь чувственного и рационального познания

Чувственное и рациональное – это два элемента

единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности.
Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него.
Чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.
Слайд 16

Иррациональное познание Под иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого

Иррациональное познание

Под иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого ее

усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.
Выражением иррационального познания является интуиция - явление внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности путей, ведущих к этому результату.
Слайд 17

Творчество Высшей формой познания является творчество. Творчество — это процесс человеческой

Творчество

Высшей формой познания является творчество.
Творчество — это процесс человеческой деятельности, направленный

на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
Слайд 18

Проблема истины в философии Основным вопросом теории познания является вопрос о

Проблема истины в философии

Основным вопросом теории познания является вопрос о том,

как относятся наши знания к объективному миру. В этом вопросе – суть проблемы истины.
Слайд 19

Проблема истины в классической философии В классической философии была разработана и

Проблема истины в классической философии

В классической философии была разработана и получила

утверждение классическая концепция истины. Впервые она была сформулирована Аристотелем.
Ее сущность:
Истина – соответствие наших знаний действительности, т.е. более или менее полное совпадение знаний о вещах с самими вещами.
Слайд 20

Проблема истины в неклассической философии Развитие философии и науки в 19-20

Проблема истины в неклассической философии

Развитие философии и науки в 19-20 вв.

привело к критическому переосмыслению постулатов классической концепции истины.
Выяснилось, что:
- объекты реальности не существуют независимо от познающего субъекта, они всегда обусловлены уровнем его знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления;
- соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности;
- некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия.
Слайд 21

Проблема истины в неклассической философии Преодоление недостатков классической концепции истины осуществлялось

Проблема истины в неклассической философии

Преодоление недостатков классической концепции истины осуществлялось в

двух направлениях:
совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем;
разработка альтернативных концепций истины.
Слайд 22

Подходы в неклассической философии, опирающиеся на классическую концепцию истины Диалектико-материалистическая Семантическая

Подходы в неклассической философии, опирающиеся на классическую концепцию истины

Диалектико-материалистическая
Семантическая

Слайд 23

Диалектико-материалистическая концепция истины Разработана в рамках марксизма. Основные положения: истина всегда

Диалектико-материалистическая концепция истины

Разработана в рамках марксизма.
Основные положения:
истина всегда носит объективный характер

(включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества);
процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте);
истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины);
единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика.
Слайд 24

Диалектико-материалистическая концепция истины Практика - общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на

Диалектико-материалистическая концепция истины

Практика - общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание

и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.
Виды практики: материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент.
Слайд 25

Семантическая концепция истины Разработана в рамках неопозитивизма. Основной представитель – польский

Семантическая концепция истины

Разработана в рамках неопозитивизма. Основной представитель – польский логик,

математик и философ первой половины 20 в. А.Тарский.
Основные положения:
истина должна соответствовать требованию материальной адекватности (знанию должен соответствовать реально существующий объект);
истина должна соответствовать требованию формальной непротиворечивости (знание должно соответствовать правилам формальной логики).
Слайд 26

Подходы в неклассической философии, альтернативные классической концепции истины прагматическая концепция: истинными

Подходы в неклассической философии, альтернативные классической концепции истины

прагматическая концепция: истинными являются

только такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П. Бриджмен);
конвенциональная концепция: истина понимается как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);
когерентная концепция: истина понимается как знание логически непротиворечивое (Р.Карнап, О.Нейрат).