Практики создания открытой художественно-творческой среды

Содержание

Слайд 2

Открытая художественно-творческая среда Условие реализации принципов педагогики искусства и театральной педагогики

Открытая художественно-творческая среда

Условие реализации принципов педагогики искусства и театральной педагогики –

создание открытой художесвтенно-творческой образовательной среды

Художественно-творческая среда - всегда вопрошающая и проблематизирующая. Она инициирует движение к Образу.
Роль педагога заключается здесь в том, чтобы предельно заострить и актуализировать вопросы для всех участников.
Педагог не может мыслить себя носителем истинного ответа - он каждый раз ищет живое понимание заново.

Слайд 3

Двойная система координат Морис Эшер. Относительность. Антуан Ватто. Пьеро. Порядок этой

Двойная система координат

Морис Эшер. Относительность.

Антуан Ватто. Пьеро.

Порядок этой среды задаётся

двойной системой координат. Одна осознанно задаётся инициатором среды, тем маршрутом, который он предлагает, и теми критериями, которыми он предлагает измерять величину пройденного пути.

Другая система координат осознанно или неосознанно задаётся каждым участником образовательного путешествия.
И каждая траектория имеет свой импровизационный коридор, в котором обозначены границы, которые должны постепенно фиксироваться и осознаваться.
Но и выход за пределы коридоров должен быть осмыслен как особая ценность.

Слайд 4

Практика инициации среды 1. Самонастройка автора среды а) освободиться от шлейфа

Практика инициации среды

1. Самонастройка автора среды

а) освободиться от шлейфа повседневности,
б)

сконцентрироваться на предстоящем,
в) мысленно очертить круг (или сферу?) создаваемого пространства,
г) настроиться на сотворчество.

Шаги саомнастройки инициатора среды:

Слайд 5

2. Настройка пространства а) ориентировку в реальном пространстве, б) трансформацию реального

2. Настройка пространства

а) ориентировку в реальном пространстве,
б) трансформацию реального пространства.


Второй шаг включает:

Кадры из фильма «Звуки музыки»

Кадры из фильма
«Общество мёртвых поэтов»

Слайд 6

3. Конфликт или вектор напряжения Начало образовательного процесса задаёт актуализация вектора

3. Конфликт или вектор напряжения

Начало образовательного процесса задаёт актуализация вектора напряжения

между каждым «Я» участников образовательного путешествия и предполагаемым предметом осмысления.

Актуализация связей задаётся приглашением к диалогу в зоне наиболее вероятных точек соприкосновения участников путешествия и предмета осмысления.

Актуализация предмета как и самоактуализация задаётся очищением его от налёта повседневности, для чего предмет помещается в непривычный контекст, в неожиданные предлагаемые обстоятельства.

Эта актуализация происходит в несколько этапов:
а) самоактуализация участников;
б) актуализация предмета;
в) актуализация связей.

Кадр из фильма
«Общество мёртвых поэтов»

Кадры из фильма
«Сто дней после
детства»

Слайд 7

Несколько способов организации среды С каждым шагом всё более и более

Несколько способов организации среды

С каждым шагом всё более и более активными

инициаторами среды становятся все участники. Но и педагог продолжает быть режиссёром интерактивного образовательного пространства: он удерживает и организует свой вектор сквозного действия, используя для этого несколько ключевых способов организации среды:

Смена положения в пространстве и угла зрения;
Смена дистанций;
Смена плотности пространства;
Смена объёма;
Смена звуковой среды;
Смена световой среды.
Кадры из фильма
«Рисующий ветер»

Слайд 8

Контрастность сред Смена характеристик пространства важна не только в их абсолютных

Контрастность сред

Смена характеристик пространства важна не только в их абсолютных значениях,

но и в их конфликтах, в их контрастности. Сопоставление, столкновение, само по себе активизирует процессы проживания и познания, оберегают их от застойности.

Кадры из фильма Ю.Норнштейна по сказке С.Козлова
«Ёжик в тумане»

Слайд 9

Чувственный опыт – инструмент создания среды Вкус, запах, тактильность – это

Чувственный опыт – инструмент создания среды

Вкус, запах, тактильность – это те

инструменты, которые помогают нам изучать среду и трансформировать, создавать её.

Это напрямую связано с возможностью рождения живого смысла и оформления его в новое или обновлённое понятие.

Реальность, буквальность сенсорно-чувственного пространства очень важна для обеспечения жизни открытой художественно-творческой среды.

Учебная инсталяция
на тему «Рококо»

Учебная инсталяция на тему
«Сказки Андерсена»

Только после актуализации чувственного опыта возможен ход к абстрактному и теоретическому мышлению.

Слайд 10

Живое СЛОВО Художественно-творческая образовательная среда каждый раз заново в зависимости от

Живое СЛОВО

Художественно-творческая образовательная среда каждый раз заново в зависимости от предмета

познания задаёт и меняет лексику.
Она предполагает непрерывный поиск соответствия форм и разных языковых кодов, поскольку предполагает образную целостность и умение улавливать, как от изменения одной компоненты изменяется весь образ.
Здесь СЛОВО и понятие, должны обновиться через сенсорно-чувственные практики, родиться из молчания.
Слайд 11

Создание артефакта Артефакт может выступать как выражением промежуточной формы познания, так

Создание артефакта

Артефакт может выступать как выражением промежуточной формы познания, так и

новым знаком, полученным на завершающем этапе.

Смыслопорождение в художественно-творческой образовательной среде тесно связано с процессом создания артефакта.

Кадры из фильма «Сто дней после детства»