Содержание
- 2. Арабо-мусульманский тип культуры 1. Общая характеристика. Периодизация. 2. Джахилийа 3. Мекканский период. Великое начало. 4. Мединский
- 3. 1. Общая характеристика. Периодизация. Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее культурное пространство, и нормативами,
- 4. Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять, каким образом через человека проходят
- 5. 2. Джахилийа. Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа – собственно доисламская эпоха,
- 6. Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались на красное и эбеновое дерево
- 7. 3. Мекканский период. Великое начало. Этот период аравийской истории и культуры получил свое название в связи
- 8. Мекка
- 9. Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная Аравия) в Йасриб и оттуда
- 10. Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в эту легендарную ночь в доме
- 11. 4. Мединский период. Кибла. В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой веры он превратился
- 12. На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для совершения которой сначала по понятным
- 13. 5. Исламизация и арабизация. Арабский Халифат. Кончина пророка стала тяжким испытанием для ислама. Мухаммад не оставил
- 14. Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал ряд походов и усмирил неверных,
- 15. Шах Файсай (Исламабад)
- 16. 6. Коран. 6.1. Собирание проповедей Пророка. Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное Писание), на котором
- 17. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках. АБУ БАКР поручил писцу пророка
- 18. 6.2. Структура Корана. Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от друга БАСМАЛОЙ. Главы расположены
- 19. Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и 60 полуразделов. К X в.
- 20. 8. Шесть опор. Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор, на котором зиждется символ
- 21. Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто духовные и совершенные создания, чье
- 22. 9. Пять столпов веры. Обрядность ислама опирается на пять столпов: ШАХАДА – исповедание веры. САЛЯТ (ат)
- 23. 13. Философия. Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд внесли свой вклад в
- 25. Скачать презентацию
Арабо-мусульманский тип культуры
1. Общая характеристика.
Периодизация.
2. Джахилийа
3. Мекканский период.
Великое начало.
4.
Арабо-мусульманский тип культуры
1. Общая характеристика.
Периодизация.
2. Джахилийа
3. Мекканский период.
Великое начало.
4.
Кибла.
5. Исламизация и арабизация.
Арабский Халифат.
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей пророка.
6.2. Структура Корана.
7. Шесть опор.
8. Пять столпов веры.
9. Философия.
1. Общая характеристика.
Периодизация.
Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее культурное
1. Общая характеристика.
Периодизация.
Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее культурное
Арабо-мусульманским типом культуры называют культуру, которая сложилась на основе последней по времени возникновения мировой религии – ИСЛАМА (первая половина VII в.). Его становление полно драматических событий, которые определили дальнейший ход развития этой культуры. И здесь узловым моментом истории, отправной точкой отсчета становится судьба основоположника ислама – МУХАММАДА.
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять,
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять,
В связи с этим приводим периодизацию становления арабо-мусульманской культуры, которая включает в себя ее важнейшие этапы, обусловленные судьбой Мухаммада и судьбами ислама:
джахилийа (доисламская эпоха)
мекканский период (570 – 622) (начало мусульманской эры)
мединский период (622 – 632)
исламизация (VII - VIII в.)
расцвет культуры в эпоху Аббасидов (750 – 1258)
2. Джахилийа.
Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа
2. Джахилийа.
Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа
По данным археологов люди обитали на аравийском полуострове еще в X в. до н.э. Эту землю в античности называли «Счастливая Аравия». Здесь найдено множество письменных свидетельств о царях и войнах, торговых экспедициях, поклонении божествам и строительстве городов (города обносились стенами из гигантских каменных глыб и защищались мощными башнями). Аравитяне сооружали плотины, выкладывали камнями террасы на горных склонах и засыпали их плодородной землей из долин. Их можно назвать искусными земледельцами.
Географическое положение помогало развитию торговли. Древнейшие Сабейское и Минейское царства выступали торговыми посредниками между Западом и Востоком.
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались
Когда в дельте Нила и в Месопотамии зарождались мощные цивилизации, в плодородных долинах Аравии на юго-западе полуострова возникали первые древние государства. К концу II тыс. до н.э. культура Аравии достигла высокого уровня: применялось алфавитное письмо, на юге сложилась традиция монументальной архитектуры, фрески и скульптуры изображали людей и животных. Позднее, общаясь с греко-римским, а потом и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившимся на полуострове во II – V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в Аравии происходит вместе с зарождением новой веры – ислама – в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн Абдаллаха.
3. Мекканский период.
Великое начало.
Этот период аравийской истории и культуры получил свое
3. Мекканский период.
Великое начало.
Этот период аравийской истории и культуры получил свое
Мекка
Мекка
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная
Воспользовавшись неудачей африканских союзников Византии, персидский царь выдворил их из Йемена и на некоторое время установил там свое владычество. В эту же самую ночь 570-го года, когда рука судьбы истребила союзников его врага, совершилось еще одно дурное предзнаменование: все священные сосуды в дворцовом храме были опрокинуты и разбиты, и символ верховного божества иранцев Ахурамазды – никогда негасимый огонь – внезапно потух… Так, 570 год входит в историю, как год рождения новой религиозно-политической силы, впоследствии объединившей народы Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и персидского владычеств разрушением обоих.
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в
В данном случае для культурологии не столь важно, было в действительности или нет, это мистическое стечение обстоятельств в одной узловой точке истории, важно другое, а именно культурно-исторический смысл данной легенды, в которой удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии Мухаммада.
4. Мединский период.
Кибла.
В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой
4. Мединский период.
Кибла.
В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для
Теперь же кибла указывала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из которой он был изгнан. Само по себе это означало, что возвращение предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, обращенной к священным местам предков и древней Каабе. Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был Мухаммад, которого заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал.
Но Мухаммад был не только духовным руководителем, но и предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.
5. Исламизация и арабизация.
Арабский Халифат.
Кончина пророка стала тяжким испытанием для
5. Исламизация и арабизация.
Арабский Халифат.
Кончина пророка стала тяжким испытанием для
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал
После смерти первого халифа его преемником становится ОМАР (634 – 644), «халиф халифа», которому община единодушно присягает на верность. За годы его правления в мусульманское государство вошли Сирия, Месопотамия, Палестина, Египет – области, где жили пророки, о которых говорится в Коране.
Третьим халифом становится ОСМАН (644 – 656), выбранный советом, назначенным Омаром перед смертью. При нем государство продолжало расширять свои границы. На Средиземном море военный флот успешно действовал против Византии. Пала держава Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке вплоть до Туниса и в Закавказье.
Шах Файсай
(Исламабад)
Шах Файсай
(Исламабад)
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей Пророка.
Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей Пророка.
Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное
Сначала пророк передавал услышанное посвященным, по мере роста общины откровения передавалось по памяти из уст в уста. Знающие Коран наизусть стали называться хафизами. Первым хафизом был сам пророк. Многие из хафизов полегли в битвах с лже-пророками, чтобы сохранить Коран для будущих поколений.
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках.
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках.
6.2. Структура Корана.
Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от
6.2. Структура Корана.
Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и
Итак, в Коране заключены ценности и нормативы арабо-мусульманской культуры как ее фундамент, а расположение сур по принципу убывания «знамений», составляя «ряд в каменной кладке», символизирует «чтение вслух» как опору в покорности воле Аллаха и восхождение в этой покорности.
8. Шесть опор.
Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор,
8. Шесть опор.
Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор,
Вера в единство и единственность Бога, Высшего и Вечного, Милостивого и Милосердного, Создателя и Хранителя всего сущего.
Вера во всех без изъятия посланников и пророков. Избирающий одних пророков и отвергающий других, на деле отвергает их всех. Каждый из посланников был послан к одному из народов, но Пророк Мухаммад был послан ко всему человечеству. Когда мусульманин чтит Мухаммада, он чтит тем самым и всех пророков, бывших до него. Доказательство миссии Мухаммада – в его жизни и в Благородном Коране – Слове Божьем, – который мог быть передан только через Его Посланника.
Вера во все Писания Божии в первоначальном виде. Задолго до пророка Мухаммада все эти Книги Откровения – и свиток ИБРАХИМА, и Таура МУСЫ, и Забур ДАУДА, и Инджил ИСЫ – были утеряны или искажены. Посему Бог ниспослал Мухаммаду Коран как последнее из Откровений и руководство для всех людей.
Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто
Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто
Вера в День Суда. Эта жизнь – лишь испытание: способен ли человек следовать заповедям Божьим. Необходимо готовиться к жизни вечной, творя добрые дела в жизни сей. Воскреснув, люди предстанут перед Богом и дадут ответ за свои земные поступки. Добродетельные будут вознаграждены и для них отварятся Райские Врата, грешные будут наказаны и низвергнуты в Ад.
Вера в то, что все происходящее в этом мире происходит по воле и определению Бога. Всякое деяние Премудрого Бога исполнено смысла, хотя порой и неведомого для нас.
9. Пять столпов веры.
Обрядность ислама опирается на пять столпов:
ШАХАДА –
9. Пять столпов веры.
Обрядность ислама опирается на пять столпов:
ШАХАДА –
САЛЯТ (ат) – молитва.
ЗАКЯТ (ат) – обязательная милостыня.
САУМ – пост.
ХАДЖЖ (ддж) – паломничество.
К пяти столпам непосредственно примыкает
ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе за веру.
13. Философия.
Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд
13. Философия.
Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд
Авиценна