Презентация Диффузионистское направление в изучении культуры.

Содержание

Слайд 2

. ДИФФУЗИОНИЗМ . Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание",

.

ДИФФУЗИОНИЗМ .
Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В

изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами–торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур.
Слайд 3

Основатель диффузионизма Фридрих Ратцель (1844-1904)немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии

Основатель диффузионизма

Фридрих Ратцель 
(1844-1904)немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии
и геополитики. Свою концепцию

культуры он изложил в многотомных исследованиях:
"Антропогеография" (1882-1891) и
"Народоведение" (1885-1895). Главный
предмет изучения Ф.Ратцеля –
географическое распространение предметов
материальной культуры и
соответственное распространение народов –
носителей этих предметов.
Слайд 4

Ф.Ратцель выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый

Ф.Ратцель выделял два способа перемещения элементов культуры:

1) полный и быстрый перенос

не отдельных вещей, а всего культурного комплекса;

2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Слайд 5

Культурная мифология Л.Фробениуса. Лео Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским

Культурная мифология Л.Фробениуса.

Лео Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам.

Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. Итогом этого стали его работы. В наиболее фундаментальной из них "Происхождение африканских культур" (1898) Фробениус рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал подчиненное место..
Слайд 6

Для Фробениуса культура есть некое органическое существо. В своей аналогии культуры

Для Фробениуса культура есть некое органическое существо. В своей аналогии культуры

и организма он нередко доходит до их отождествления. Л.Фробениус утверждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. "Культура растет сама по себе, без человека, без народа". Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек - носильщик культуры.
Слайд 7

Теория культурных кругов Ф.Гребнера . Фриц Гребнер (1877-1934) также разрабатывал теорию

Теория культурных кругов Ф.Гребнера

.

Фриц Гребнер (1877-1934) также разрабатывал теорию культурных

кругов, основная идея которой - стремление свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований - культуры Австралии и Океании. Культуры, или культурные круги, он часто выделял произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. В своих теоретических построениях он анализировал музейные коллекции Кёльнского и других европейских музеев, не ведя собственных полевых исследований. Поэтому совокупность элементов культуры, входящих в культурный круг, составлялась им умозрительно, а не на основании непосредственного изучения культурной действительности, как это делал Л.Фробениус
Слайд 8

В Австралии и Океании Ф.Гребнер выделил восемь культурных кругов, или культур:

В Австралии и Океании Ф.Гребнер выделил восемь культурных кругов, или культур:

тасманийскую (ранненигритская), культуру бумеранга (новонигритская, древнеавстралийская), тотемическую (западно-папуасская), двухклассовую (восточнопапуасская), меланизийскую культуру лука, протополинезийскую, новополинезийскую, индонезийскую. Каждая культура состояла из 19-20 элементов.