Презентация Игровая концепция культуры.

Содержание

Слайд 2

Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных

Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных

философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепция культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос:
“Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”
Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры.
Слайд 3

Игра - прежде всего свободная деятельность. Ощущение и ситуация игры, давая

Игра - прежде всего свободная деятельность.

Ощущение и ситуация игры, давая

максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил -- правил игры.
Слайд 4

Игровая концепция происхождения культуры Йохана Хейзинга (1872-1945гг.) Йохан Хейзинга (1872-1945), нидерландский

Игровая концепция происхождения культуры Йохана Хейзинга (1872-1945гг.)

Йохан Хейзинга (1872-1945), нидерландский историк и

философ-
идеалист, увидел в игре культуросозидающую функцию:

«под игровым элементом культуры здесь не подразумевается, что
игры занимают важное место среди различных форм
жизнедеятельности культуры. Не имеем мы в виду и то, что
культура происходит из игры в результате процесса эволюции – в
том смысле, что то, что первоначально было игрой, впоследствии
переходит в нечто, игрой уже не являющейся, и что теперь может
быть названо культурой.
Культура возникает в форме игры, культура первоначально
разыгрывается».

Слайд 5

«Игра и состязание как функция формирования культуры» // Homo Ludens

«Игра и состязание
как функция формирования
культуры» // Homo Ludens

Слайд 6

Ключевое определение игрового генезиса культуры: Игра, согласно утверждению Е.Финка, является основным

Ключевое определение игрового генезиса культуры:
Игра, согласно утверждению Е.Финка, является основным
феноменом человеческого

бытия: «Игра есть фундаментальная
особенность нашего существования, которую не может обойти
вниманием никакая антропология».
Игра породила культуру, ибо без игры человеческое бытие
погрузилось бы в растительное существование.
Поскольку для человека игра объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.

Концепция игрового генезиса культуры Е.Финка

Слайд 7

К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи,

К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи,

психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения:

Характер и значение игры как явления культуры

высвобождение избыточной жизненной силы

Игра

инстинкт подражания

удовлетворение потребностей в разрядке

упражнение на пороге серьезной деятельности

учит себя ограничивать

поддерживает собственную индивидуальность

Слайд 8

Признаки игры: Игра - свободное действие: игра по принуждению не может

Признаки игры:

Игра - свободное действие: игра по принуждению не может оставаться

игрой

Игра не есть “обыденная” или “настоящая” жизнь.

Замкнутость, ограниченность

Напряжение.

Слайд 9

Функции игры борьба за что-то показ этого что-то Обе эти функции

Функции игры

борьба за что-то

показ этого что-то

Обе эти функции могут и

объединятся, так как игра “показывает” борьбу за что-то, или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то лучше других.
Слайд 10

Культура и эпохи с точки зрения игры Игровой элемент в жизни

Культура и эпохи с точки зрения игры

Игровой элемент в жизни Рима

более ясно раскрывается в выражении “Хлеба и зрелищ!” - как выражении того, что народ требовал от государства. В эпоху Римской империи “на всей цивилизации лежит фальшивый внешний глянец. И религия, и искусство, и литература были призваны уверять, что с Римом все в порядке, его изобилие обеспечено, а победоносная мощь не вызывает сомнений”

В эпоху Ренессанса и Гуманизма духовная атмосфера была наполнена игрой

Слайд 11

Главная игровая составляющая XVII столетия это Барокко. С представлением о барокко

Главная игровая составляющая XVII столетия это Барокко.
С представлением о барокко

связывается картина сознательно преувеличенного, намеренного выставляемого напоказ, заведомо надуманного.
Формы искусства барокко были и остаются в полном смысле этого слова искусственными.

Еще более живой элемент игры, “Человека играющего” присущ эпохе Рококо.
Именно там игровые качества расцветают столь пышно, что само определение Рококо едва ли может обойтись без прилагательного игривый.


В XIX веке можно свидетельствовать, что почти во всех явлениях культуры игровой фактор заметно отступает здесь на второй план.

Слайд 12

Игровой элемент современной культуры В современной культуре существует две тенденции: с

Игровой элемент современной культуры

В современной культуре существует две тенденции: с одной

стороны, в случае спорта-

это игра, все более жесткая в своей серьезности, но при этом считающаяся игрой;

в другом случае -

серьезное занятие, вырождающееся в игру, но продолжающееся считаться серьезным.