Презентация Месопотамия (Mesopotamia)

Содержание

Слайд 2

Формирование и эволюция государственного управления в Древней Месопотамии. Администрация этого храма

Формирование и эволюция государственного
управления в Древней Месопотамии.

Администрация этого храма была

в руках Королевы Шагшаг. Она осуществляла юридическую и экономическую власть над всей областью храма, используя приблизительно 1000 - 1200 людей, которые жили в храме в течение всего года. Она также была главной жрицей

Таблички показывают, что ей подчинялись: • 150 рабынь: прядильщицы, работницы с шерстью, пивовары, мельники, и кухонные рабочие. • Одна певица, несколько музыкантов. • 6 женщин, которые заготавливали зерно для того, чтобы кормить свиней. • 15 поваров, и 27 других рабов, делающих черную работу. • Работники пивоваренного завода: 40 мужчин и 6 женщин. • Одна медсестра, одна няня. • Личные слуги для ее детей. • Один парикмахер.

Слайд 3

Заметим, что общество, сложившееся в Нижней Месопотамии в III тысячелетии до

Заметим, что общество, сложившееся в Нижней Месопотамии в III тысячелетии до

н.э., состояло из свободных общинников, далее членов персонала храмовых или государственных хозяйств, получавших землю в условное владение и обязанных службой или работой или же вообще не имевших земли и получавших только паек. Они составляли отдельное сословие. К особому бесправному сословию относились рабы. Необходимо иметь в виду, что в ранней древности рабство не могло принять значительных масштабов, поскольку превращение в рабов мужчин-пленников при скромном вооружении, которым обладали воины, являлось задачей весьма сложной.
Слайд 4

В начале III тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии возникли многочисленные

В начале III тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии возникли многочисленные

города-государства. Наиболее значительными номовыми государствами можно считать Ур, Урук, Лагаш, Умму, Эреду, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе номовых государств стояли правители, носившие титулы эн, энси, лугаль. В ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. руководство городом-государством принадлежало эну – верховному жрецу, следившему за городским строительством, организацией ирригационной сети, общественными работами в целом, наблюдавшему за деятельностью административного аппарата. Лугалем (большим человеком, господином) именовался военный вождь.
Слайд 5

Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.) Основателем первого в истории Месопотамии

Саргон Древний
(2316-2261 гг. до н.э.)

Основателем первого в истории Месопотамии

централизованного государства "Царство Аккада" стал Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), сделав своей столицей г. Аккад. Под властью Саргона были объединены Шумер, Северная Месопотамия. В общегосударственном масштабе царь обладал деспотической властью, которая утверждалась с помощью репрессий и насилия.

. Сын Саргона Римуш в ответ на восстания вырезал целые города. Хотя при Саргоне номы и сохраняли свою внутреннюю автономию, однако энси стали теперь по существу ответственными перед царем чиновниками.

Несмотря на активную политику, проводившуюся внуком Саргона Нарам-Суэном (2236-2200 гг. до н.э.), Аккадское царство затем пало под натиском горных племен кутиев.

Слайд 6

В конце XXII в. до н.э. в Южной Месопотамии складывается централизованное

В конце XXII в. до н.э. в Южной Месопотамии складывается централизованное

государство – "Царство Шумера и Аккада", возглавлявшееся III династией Ура (2112-2003 гг. до н.э.).

Причиной падения III династии Ура стало усиление напряженности внутри страны, натиск западных кочевников-амореев, эламитов с востока.

Слайд 7

После прекращения существования Царства Шумера и Аккада, длительного периода междоусобных столкновений

После прекращения существования Царства Шумера и Аккада, длительного периода междоусобных столкновений

городов-государств происходит возвышение Вавилона, складывание Вавилонского царства. Время правления I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) получило название Старовавилонского периода. Шестым по счету царем этой династии являлся Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), создавший сильное централизованное государство, объединивший вокруг Вавилона всю Месопотамию. При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер.

При преемниках Хаммурапи Вавилонское царство все более утрачивало свою силу, пока вторжение хеттов в 1595 г. до н.э. не положило конец существованию I Вавилонской династии. Воспользовавшись ситуацией, окончательно утвердились в Вавилоне касситы (одна из групп горных племен Загроса – горного массива на севере Месопотамии). Время правления касситской династии (средневавилонский период) датируется 1595-1155 гг. до н.э.

Слайд 8

Следует отметить, что во II тысячелетии до н.э. в среднем течении

Следует отметить, что во II тысячелетии до н.э. в среднем течении

Тигра появляется государственное образование семитских племен – Ассирия. Пик могущества Ассирии приходится на VIII – первую половину VII в. до н.э. При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.), осуществившем военную реформу и создавшем постоянную армию, формировавшуюся на основе рекрутского набора, Ассирийская держава простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. В 729 г. до н.э. был завоеван Вавилон. Закат Ассирийской державы начался в конце 40-х гг. VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. Мидия и Вавилон захватили столицу Ассирии город Ниневию. В 605 г. до н.э. потерпели окончательное поражение уцелевшие части ассирийской армии.

Нововавилонское царство (605-539 гг. до н.э.), пережив расцвет при Навуходоносоре II (605-556 гг. до н.э.), утрачивает устойчивость при Набониде (556-539 гг. до н.э.), который не смог найти решение внутренних и внешних проблем. В октябре 539 г. до н.э. Вавилон занял персидский царь Кир II

Слайд 9

Что собой представлял образ власти в Древней Месопотамии? Особенностью шумерского восприятия

Что собой представлял образ власти в Древней Месопотамии?

Особенностью шумерского восприятия царственности

выступает ее очевидная предметность, выражающаяся в том, что царственность "вручается", "переносится", "нисходит" с небес. Так, в "Шумерском царском списке" указывается, что после нисхождения царственности с небес местом царственности стал Эреду. Царственность "переносится" из одного номового государства в другое, "вручается" иному правителю. В надписи правителя Уммы Лугальзагеси (ХХIV в. до н.э.) сообщается: "Когда Энлиль, царь всех стран, Лугальзагеси царственность страны вручил...". Интересно, что во вступлении к законам Хаммурапи подчеркивается, что боги Ану, Энлиль основали в Вавилоне вечное царство, что указывает на новую тенденцию в восприятии царственности в Месопотамии
Слайд 10

Люди Древней Месопотамии придавали большое значение вопросу происхождения царя. Цари Древней

Люди Древней Месопотамии придавали большое значение вопросу происхождения царя.

Цари Древней Месопотамии

любили акцентировать внимание на своей безродности, своей обделенности земными родителями. Скажем, правитель Лагаша Гудеа (XXII в. до н.э.) утверждал, что у него нет матери, богиня – его чистая мать. Цари, о земных родителях которых хорошо известно, заявляют о своем сиротстве столь же решительным образом. Так, Ашшурбанапал обращается к богине Нинлиль со следующими словами: "Я – раб твой Ашшурбанапал, руки твои создали меня без отца и без матери, и ты, Царица, привела меня в возраст мужа".

Начиная с Саргона Аккадского и до периода царствования Хаммурапи имя царя часто соединялось с детерминативом "бог". Божественный детерминатив перед именем Хаммурапи отсутствует, но царь Вавилона "произнесен Энлилем", "создан Сином", "могучий царь, солнце Вавилона".

Слайд 11

Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV – первой половине

Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV – первой половине

III тысячелетия до н.э. шумеры – народ, происхождение которого до сих пор не ясно. Именно они продолжили начатое ещё в V тыс. до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи, определилось потребностями управления. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В III тыс. до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы.