Презентация Основные философские школы и течения антисциентизма в западной философии

Содержание

Слайд 2

Антисциентизм (англ. antiscientism) — философско-мировоззренческая идейная позиция, представители которой подвергают резкой

Антисциентизм (англ. antiscientism) — философско-мировоззренческая идейная позиция, представители которой подвергают резкой

критике науку и технику. По их мнению они не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения экологической ситуации, военной опасности. Наука рассматривается как угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.
Слайд 3

Слайд 4

Неокантианство - течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20

Неокантианство -
течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв.,

пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии.

Закон специфической энергии внешних чувств
Иоганн Мюллер

Закон причинности
Герман Гельмгольц

Слайд 5

Магбурская школа неокенсианства Герман Коген Бытие не ощущаемое, а категориально мыслимое

Магбурская школа неокенсианства

Герман Коген

Бытие не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие;
Пространство и

время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления;
Отсюда и тезис об "имманентности" бытия сознанию.

«Обычное сознание принимает за "данную« : действительность, есть на самом деле порождение понятий наук».

Слайд 6

Этика - основа философской наукой марбургской школы "Истинный" человек - юридическое

Этика - основа философской наукой марбургской школы

"Истинный" человек - юридическое

лицо;
государство - высшая форма юридического лица.
В когеновской концепции движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис:
"Движение - всё, конечная цель - ничто".
Слайд 7

Философия существования – экзистенциализм. Основные темы – человеческое существование, судьба личности,

Философия существования – экзистенциализм.

Основные темы – человеческое существование, судьба личности,

вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни.

РЕЛИГИОЗНЫЙ

АТЕИСТИЧЕСКИЙ

(К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер)

(М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар)

Слайд 8

Для Гуссерля важно было найти достоверное основание, исходя из которого, можно

Для Гуссерля важно было найти достоверное основание, исходя из которого, можно

было создать философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех остальных наук и всей человеческой культуры.
Главное в его методе: непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе переживания этой вещи.

Этот метод называется еще методом интенционального анализа.

«Беспредметных переживаний не существует».

Слайд 9

Мартин Хайдеггер средством описания и толкования бытия берет не категории объективной

Мартин Хайдеггер средством описания и толкования бытия берет не категории объективной

науки, а субъективные категории - экзистенциалы - эмоционально окрашенные понятия.
Основной экзистенциал Хайдеггера "бытие-в - мире" говорит о том, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга.

Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furht), и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия (Andst).

«Человек всегда в мире и мир - это мир человека».

Слайд 10

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации,

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации,

взаимообщения или интерсубъективности.

Человек в экзистенциализме выступает как социальное существо.

Слайд 11

Персонализм-(от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее

Персонализм-(от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее

личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - Бога.

В Персонализме противопоставляется идеалистический
плюрализм
- множественность существований, сознаний, воль,
личностей.
При этом удерживается принцип теизма,
то есть творения мира
верховной персоной (Богом)
и наделения его способностью развития.

Слайд 12

Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как

Персонализм различает понятия индивида и личности.
Человек как часть рода, как

часть общества есть индивид.
Как личность человек может утвердить себя только путём
свободного волеизъявления, посредством воли.
Таким образом, в основе учения Персонализма о личности лежит тезис о свободе воли.
Слайд 13

С позиций Персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть

С позиций Персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть

решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.
"... Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства..." (Бердяев Н.).