Презентация Правовые идеи Владимира Мономаха

Содержание

Слайд 2

Владимир Мономах (1053—1125) — знаковая фигура в истории русской политической идеологии,

Владимир Мономах (1053—1125) — знаковая фигура в истории русской политической идеологии,

воплощающая собой идеал русского князя, самодержца, царя и одновременно идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Византии. Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого, сыном великого князя Всеволода и дочери византийского императора Константина IX Мономаха - Марии.
Слайд 3

С началом XVI в. персона Владимира Мономаха приобретает особое значение для

С началом XVI в. персона Владимира Мономаха приобретает особое значение для

русского самодержавия. Московские государи начинают смотреть на него как на своего родоначальника.
В официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство является наследником Византийской империи ("Москва — Третий Рим").
Владимир Мономах рассматривается в рамках данной концепции в качестве лица, через которого московские государи получили от византийских императоров царский венец.
Слайд 4

Основание для такого взгляда дало событие, произошедшее приблизительно в 1114—1116 гг.,

Основание для такого взгляда дало событие, произошедшее приблизительно в 1114—1116 гг.,

после того, как русские войска разбили византийскую армию во Фракии. Тогдашний византийский император Алексий I Комнин (1081—1118 гг.), желая помириться с великим князем Владимиром Мономахом, прислал ему в дар царский венец византийского императора Константина Мономаха ("шапку Мономаха") и другие драгоценные предметы, знаменующие царскую власть.
Все это доставил русскому князю митрополит Эфесский Ниофит. Прибыв к Владимиру Мономаху в сопровождении византийских епископов и знатных сановников, он возложил на него венец и назвал царем.
Слайд 5

Политическая судьба Владимира Мономаха сложилась так, что престол русского государя, великого

Политическая судьба Владимира Мономаха сложилась так, что престол русского государя, великого

князя Киевского, ему удалось занять лишь в возрасте 60 лет — в 1113 г. Когда, после смерти Святополка, киевляне во время большого мятежа пригласили его занять великокняжеский стол. К тому времени Мономах был уже известной политической фигурой: он принимал участие в управлении страной при своем отце, где был прославлен победами над половцами и известен своей миротворческой деятельностью.
В годы великого княжения в Киеве он
проявил себя в качестве мудрого государственного деятеля,
существенно укрепил и возвысил авторитет и влияние великого киевского князя,
фактически подчинил своему контролю политику удельных правителей,
расширил и усилил международное признание и позиции Руси,
отвел внешние угрозы и присмирил опасных соседей.
Слайд 6

Первым его делом при вступлении на великое княжение было создание новых

Первым его делом при вступлении на великое княжение было создание новых

законов (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Пространной Правды).
Свою политическую программу он изложил в сочинениях
«Поучение детям» ( в составе Лаврентьевской летописи),
«Послание Олегу Черниговскому» и
«Отрывок», который условно принято называть «Автобиографией».
Слайд 7

В своих произведениях Мономах продолжил разработку проблем, поставленных еще Иларионом, добавив

В своих произведениях Мономах продолжил разработку проблем, поставленных еще Иларионом, добавив

к ним и ряд новых тем.
Его также интересовали:
объем власти великого князя и форма ее организации,
нравственные черты главы государства христианского типа,
его отношения с подвластным населением и князьями-вассалами.
Не обошел он вниманием и проблемы, связанные с отправлением правосудия и наказательной политикой. Новым в его доктрине было утверждение необходимости соблюдения определенных правил при военных действиях и представление о нравственном поведении воина-дружинника во время походов.
Слайд 8

В вопросе о форме правления он придерживался тех же взглядов, что

В вопросе о форме правления он придерживался тех же взглядов, что

Илларион и автор «Повести временных лет»: князь все дела решает с советом дружины.

«Ежедневно, — писал Мономах, — сажусь я с дружиной думу думать или судить людей».

Слайд 9

Образ правителя он описал весьма поэтично. Так, он советует будущим великим

Образ правителя он описал весьма поэтично. Так, он советует будущим великим

князьям всегда:
иметь чистым тело, кроткой душу,
сохранять верность в словах и делах,
иметь добрые помыслы,
творить неустанно добрые дела,
никого не ненавидеть,
никому никогда не мстить.
Мономах советует князьям не надеяться на воздаяния на небесах, а помнить о том, что «Бог судит на земле».
Слайд 10

Любопытно, что в своем "Поучении", составленном из принципов религиозной христианской этики,

Любопытно, что в своем "Поучении", составленном из принципов религиозной христианской этики,

наполненном словами о Боге, Владимир Мономах нигде не обмолвился о божественном происхождении власти.
Автор "Поучения" исходил из того, что власть — это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям.
Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и моло­дых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д.
Слайд 11

Достаточно подробно рассмотрены вопросы, касающиеся организации правосудия в стране. Судить он

Достаточно подробно рассмотрены вопросы, касающиеся организации правосудия в стране.
Судить он советует

праведно, милостиво, не допуская беззакония. «Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу... не давайте сильным погубить человека».
Защищать от произвола и беззакония следует и бедного смерда, и любого убогого человека.
Смертную казнь как вид наказания Мономах не приемлет, исходя из нравственных постулатов христианства. «Ни правого, ни виноватого не убивайте, и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить».
Летопись вообще указывает на добрый нрав Мономаха, отмечая, что «когда он видел 'кого разбушевавшимся или опозоренным, не осуждал того, но примирял всех и утешал».
Слайд 12

Мономах многократно в «Поучении» осуждает беззаконие и неправду. «Правда» и «закон»

Мономах многократно в «Поучении» осуждает беззаконие и неправду.
«Правда» и «закон»

употребляются им в близких смысловых значениях: «дать правду» означает у него «судить по закону», рассмотреть дело на основании закона, хотя за понятием «закон» сохраняется и более широкое, сакральное содержание, характерное для стран христианской религиозной ориентации.
В своем "Поучении" Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием. Если будете крест целовать, говорил Владимир Мономах своим детям, то, проверив сердце свое, целуйте на том, на чем можете устоять, а поцеловав, соблюдайте, а иначе, преступив, погубите свою душу.
Слайд 13

Обращал внимание своих потомков князь Владимир и на необходимость образования, ссылаясь

Обращал внимание своих потомков князь Владимир и на необходимость образования, ссылаясь

при этом в качестве примера на своего отца Всеволода, который «сидя дома выучил пять языков, и была ему за это честь от других земель».
Продолжил и развил он идею о равноправии всех народов, для которых Бог в одинаковой мере (и для сильных, и для слабых) приготовил поля и леса, где всем хватит места без войн и усобиц.
Призыв «не мстить» распространяется у него не только на наказательную политику, но и на межкняжеские отношения.
Слайд 14

Задача правителя — поиски путей достижения мира. Главная забота великого князя

Задача правителя — поиски путей достижения мира.
Главная забота великого князя состоит

в том, чтобы «сотворить добро и взыскать мир», ибо Богу угодны только «праведные миротворцы».
Мономах так же первым в русской истории вы сказал мысль об ответственности воинов перед мирным населением. Впоследствии эта мысль будет неуклонно разрабатываться и найдет свое законодательное воплощение в гл. 7 Соборно го уложения 1649 г. Алексея Михайловича.
Слайд 15

Мономах в своих произведениях создал образ сильного, единого, процветающего христианского государства.

Мономах в своих произведениях создал образ сильного, единого, процветающего христианского государства.

Он считал недопустимыми усобицы между русскими князьями и призывал их решать свои взаимные претензии по «доброму», мирными соглашениями. Отвергал сепаратистские устремления удельных князей.
После смерти Мономаха в 1125 г. и раздела между его сыновьями земель процесс феодальной раздробленности становится неотвратимым, но общественное сознание не могло с этим примириться, и русские мыслители еще долго обращались к идеалу единства и призывали князей к совместным действиям.
Слайд 16

История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией

История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией

докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов. В.С. Нерсесянц.

ИСТОЧНИКИ: