Презентация Психоаналитическая социология

Содержание

Слайд 2

Содержание Психоаналитическое направление в социологии З.Фрейд и его психоаналитическая ориентация в

Содержание

Психоаналитическое направление в социологии
З.Фрейд и его психоаналитическая ориентация в социологии
Э.Фромм как

основатель неофрейдизма
Психоанализ К.Юнга
Слайд 3

Психоаналитическое Направление в социологии К концу XIX - началу XX веков

Психоаналитическое
Направление в социологии

К концу XIX - началу XX веков наступает кризис

биолого-натуралистических концепций.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразные знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому.

Слайд 4

Современная психоаналитическая ориентация в социологии включает социально-философские и социологические идеи и

Современная психоаналитическая ориентация в социологии включает социально-философские и социологические идеи и

теории фрейдистов, неофрейдистов, а также конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа. В процессе развития психоаналитические доктрины подвергались все большей “социологизации”. При этом их исходные постулаты (психологизм, роль бессознательного и др.) сохранялись, хотя и претерпевали существенные изменения.

Основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта личности и общества.

Слайд 5

По мнению ее стронников, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции

По мнению ее стронников, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции

искажают, подавляют и вытесняют исходные влечения и потребности человека, неизбежно ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов. При этом фрейдисты рассматривают существующие социальные нормы и институты как необходимые условия существования человечества, предохраняющие его от самоуничтожения. Психоаналитическая техника предназначена для разрешения этой драматической ситуации, помогая человеку приспосабливаться к ней.
Слайд 6

З.Фрейд и его психоаналитическая ориентация в социологии Зи́гмунд Фрейд (6 мая

З.Фрейд и его психоаналитическая
ориентация в социологии

Зи́гмунд Фрейд (6 мая 1856,

Фрайберг, Австро-Венгрия(ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

3. Фрейд (1856-1939) полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе физиологический характер. Эти природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Слайд 7

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека

определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.
По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Слайд 8

Э.Фромм как основатель неофрейдизма Э́рих Зелигманн Фромм ( 23 марта 1900,

Э.Фромм как основатель
неофрейдизма

Э́рих Зелигманн Фромм ( 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18

марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Слайд 9

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества.

Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем:

нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало

стериотипизированным

само собой разумеющимся

приносило бы человеку удовлетворение

Слайд 10

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры,

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры,

а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер.

Э. Фромм выделял основные типы социального характера:
капиталистический,
эксплуататорский,
рецептивный (пассивный),
рыночный.

Слайд 11

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как

освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

Э. Фромм исследует проблему человеческой природы с анализа «человеческой ситуации», с изложения своей теории антропогенеза. С его точки зрения, генетической предпосылкой появления человека был возникший на определенной стадии эволюции природы процесс ослабления биологической приспособляемости животного к окружающей среде.

Слайд 12

Факт появления человека, по его мнению, является следствием негативного процесса естественной

Факт появления человека, по его мнению, является следствием негативного процесса естественной

эволюции. Чем менее совершенным становится биологический аппарат инстинктивного приспособления животного к миру, тем более развивается его мозг и способность к мышлению, к сознательной ориентации в мире. Будучи уверен в том, что 3. Фрейд глубоко заблуждался, когда видел источник всех человеческих побуждений в биологической конституции человека, Э. Фромм полагает, что «все страсти и желания человека являются не чем иным, как результатом попытки решить проблему человеческого существования», что «понимание человеческой психики должно быть основано на анализе потребностей человека, возникающих из условий его существования»
Слайд 13

Психоанализ К.Юнга Карл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария

Психоанализ К.Юнга

Карл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6

июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

Юнг определенное время находился под влиянием Фрейда (другом и сотрудником которого ему довелось быть), но затем также отказался от идей пансексуализма и сексуального происхождения неврозов (что привело к разрыву с Фрейдом и отходу от его концепции психоанализа). Юнг предложил иную трактовку либидо, характеризуя его в качестве психической энергии человека, определяющей как интенсивность психической жизни личности, так и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Слайд 14

По мнению ученого, в психике человека происходит искаженное "проигрывание" бессознательных мотивов.

По мнению ученого, в психике человека происходит искаженное "проигрывание" бессознательных мотивов.

Особое значение Юнг придавал коллективному бессознательному, характеризуя его как то, что транслируется от поколения к поколению и составляет определенные "архетипы" поведения человека.

Проблема архетипов занимала в его творчестве заметное место, поскольку с их помощью он объяснял не только мифы, религии, искусство, сновидения, но и целый ряд проблем философии, социологии, политики и других наук. Напоминая "коллективные представления" Дюркгейма, архетипы у Юнга выступали основой многих форм мышления, коллективных образов и символов, представляя своеобразные закодированные программы поведения человека. Центральное место среди всех архетипов занимал архетип "самость", выступавший потенциальным центром личности.

Юнг выделил два основных противоположных типа личности

экстраверт

интроверт

Слайд 15

Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя, отметим, что многие исторические

Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя, отметим, что многие исторические

и культурные процессы Юнг объяснял его влиянием. При этом сама история и ее конкретные проявления рассматривались сквозь призму "бессознательной деятельности души человека". Что касается культуры, то ее развитие Юнг характеризовал как процесс подавления инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества, отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм и приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу тоталитаризма.