Происхождение понятия «право» Теория происхождения права

Слайд 2

1. Происхождение понятия «права» Право как особая система юридических норм и

1. Происхождение понятия «права»

Право как особая система юридических норм и связанных

с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия.
В первобытном обществе одним из источников права были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).
Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными интересами, привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Право позволяло разрешать споры между сельскими общинами и отдельными лицами, принадлежавшими к различным племенам и родам. Тем самым преодолевались междоусобицы, имевшие зачастую губительные последствия. В древнейших обществах Востока и Месоамерики общий порядок устанавливался в результате победы сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть над другими племенами и устанавливал правила, существенно отличавшиеся от родоплеменных обычаев.
В Древней Греции объединение племен Аттики также осуществлялось в процессе острой внутренней борьбы, но завершилось установлением не деспотической власти, а демократических порядков, общих для коренных племен Аттики и неаттических «пришельцев». В русской истории летописное сказание о призыве варягов «володеть нами» также отражает преодоление вражды между родовыми общинами, не имевшими общего «наряда», т.е. порядка, управления.
Наконец, государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Издревле вырабатывались дипломатические церемониалы, касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных правил и сборов и т.п. Постепенно возникают зачатки международного права. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. 
Слайд 3

2. Теория происхождения права Происхождение права наряду с происхождением государства с

2. Теория происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших

времен было предметом изучения и дискуссий. Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права. Часто теории происхождения права созвучны с теориями происхождения государства.
Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский).
Право – это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.
Сильная сторона – в ее основе лежат христианская мораль, христианские заповеди: «Не убий», «Не укради».
Недостаток – существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.
Естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Родищев и др.)
Согласно данной теории существует две системы права – естественное и позитивное.
естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) – поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;
позитивное (писаное) право – совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.
Историческая теория происхождения права (Савиньи). Происхождение права – стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права и течением времени, а не законам. Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшние обычаи, феодально-крепостнические институты.
Нормативистская теория (г. Кельзен). «При нормативном подходе право рассматривается как система, регулирующих человеческое поведение, правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право – только от государства).
Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:
связь права и государства
его обязательно исполнение всеми субъектами
иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.
Слайд 4

Недостатки теории в том, что: отрицаются естественные права человека теория может

Недостатки теории в том, что:
отрицаются естественные права человека
теория может служить обоснование

всевластия государства.
Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с революцией, возникновением частной собственности и т.д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. право не служит интересам всего общества. Данная теория близка к жизненным реалиям (право, действительно, во многом, создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).
Социологическая теория (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения. Теорию оценивают с точки зрения ее пользы.
Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике.
Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.
Психологическая теория (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Комплекс эмоциональных переживаний человека составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом.
Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются:
психологические факторы
правосознание общества
правовая культура
социальная психология
Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.
Слайд 5

Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения

Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения

взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом.
Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Оно представляет собой действенный регулятор общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах.
во-первых, оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и т.д.);
во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.);
в-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, - негативные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.);
наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции.
Выделяются следующие признаки права:
Общеобязательность, т.е. право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;
Формальная определенность. Нормы права формулируются кратко, логично, однозначно, чаще всего – по следующему образцу:
диспозиция (вводная, описательная часть);
гипотеза (формулировка запрета);
санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы).
Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства;
Системность. Вся совокупность правовых норм представляет собой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; самый крупный элемент системы – отрасль (объединяет нормы, регулирующие сходные отношения, например семейное, уголовное, финансовое право и др.);
Подкрепленность принудительной силой государства. Соблюдение норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой применения такой силы. Принудительное исполнение норм права осуществляют правоохранительные органы.

3. Понятие и признаки