Раскол христианства

Слайд 2

История раскола Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа

Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами      Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты. 
Слайд 3

Причины раскола Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол,

Причины раскола

Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол, разделение,

распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиозной специфике происходящего. И на такой ноте церковь подошла к своему главному расколу. 
Слайд 4

Католический взгляд Со стороны Папы Римского выдвигались следующие обвинения в адрес

Католический взгляд

Со стороны Папы Римского выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Керулария

и всего Константинополя: Михаила неправо называют патриархом. Подобно симонианам, они продают дар Божий. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря. Подобно северианам, злословят закон Моисеев. Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве). Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении. 
Слайд 5

Православный взгляд В разных архиерейских посланиях и соборных постановлениях православные также

Православный взгляд

В разных архиерейских посланиях и соборных постановлениях православные также ставили в

вину католикам: Служение литургии на опресноках. Пост в субботу. Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены. Ношение католическими епископами перстней на пальцах рук. Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых. Наличие у католических епископов жён и наличие наложниц у католических священников. Ядение в субботы и в воскресения Великим постом яиц, сыра и молока и несоблюдение Великого поста. Ядение удавленены, мертвячины, мяса с кровью. Ядение католическими монахами свиного сала. Совершения Крещения в одно, а не три погружения. Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами. 
Слайд 6

Последствия раскола Со второй половины XI в. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский

Последствия раскола

Со второй половины XI в. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи разрывают

отношения с Римом, потому что единение с Римской Церковью означало полную потерю автокефалии, превращение в епархию Римской Церкви. После смерти Михаила Керуллария Константинопольские первоиерархи возвращаются к пониманию устройства Церкви, которое сложилось в период Вселенских Соборов. В результате сформировались два главных направления в христианстве: Католицизм и Православие. Произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Вероятно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от основного пути и завершившийся разорением Константинополя, провозглашением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по своему произволу кроили земельные владения бывшей Римской империи. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.