Ремесло в Башкортостане и Татарстане

Слайд 2

Башкортостан Пчеловодство Бортевой мед – самый дорогой в мире. Сохранилось до

Башкортостан
Пчеловодство

Бортевой мед – самый дорогой в мире. Сохранилось до наших дней

в Бурзянском районе Башкирии. На стене одной испанской пещеры сохранилось изображение человека на дереве, запустившего руку в дупло в окружении разъяренных диких пчел — этому рисунку 8000 лет. Бортевик – человек, занимающийся сбором меда. Знает и умеет многое в этом деле.
На пасеке пчелиной жизнью управляет человек. Дикие пчелы сами выбирают себе место для «квартиры».
Слайд 3

Ткачество Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (тастамал, hэлгэ), покрывала (кэрэгэ

Ткачество

Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (тастамал, hэлгэ), покрывала (кэрэгэ

ябыу), молитвенные коврики (намазлыk), ковры (келэм, балас), узорчатый холст для праздничной одежды. . В качестве сырья использовались растительные волокна (крапива, конопля, лен), овечья и козья шерсть, козий пух; в кон. 19 - нач. 20 в. распространилась хл.-бум. пряжа (киже). В браном ткачестве процесс создания и орнаментация ткани ведутся параллельно.
Слайд 4

Резьба по дереву Получила развитие в зоне липовых и березовых лесов.

Резьба по дереву

Получила развитие в зоне липовых и березовых лесов. К

нач. 20 в. выделились изготовления резной посуды. Украшение домов резьбой и росписью связано с развитием строит. традиций у башкир во 2-й пол. 19-20 вв. . Со 2-й пол. 20 в. домовая резьба сочетается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного.
Слайд 5

Татарстан Художественное ткачество Виды техник узорного тканья: бранное (чуплэм), выборное (теслы

Татарстан
Художественное ткачество

Виды техник узорного тканья: бранное (чуплэм), выборное (теслы чуплэм), многоремизное

(кыялап сугу). Но наиболее традиционной была техника закладного ткачества (асалап сугу), которая явилась основой производства узорных тканей,безворсовых ковров «келэм», половиков и дорожек.
Слайд 6

Художественная керамика Наряду с бытовой посудой в мастерских гончаров создавались облицовочная

Художественная керамика

Наряду с бытовой посудой в мастерских гончаров создавались облицовочная глазурованная

керамика, фигурные кирпичики. Широко распространенными приемами художественной обработки сосудов, повышающими их декоративные свойства, являлись покрытие ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливой и лощение в виде полос, образующих различный рисунок.
В начале 80-х гг. прошлого века в республике появляется новый вид декоративно-прикладного искусства – фарфор.
Слайд 7

Художественная обработка кожи Тиснение и мозаика – древнейший вид художественной обработки

Художественная обработка кожи

Тиснение и мозаика – древнейший вид художественной обработки кожи

у татар. Замечательными в своем роде уникальными образцами её стали многоцветные узорные ичиги (сапожки)

Ичижно-каляпушным делом, куда помимо изготовления узорной обуви, входило также вышивание калфачков и тюбетеек в технике золотошвейной глади, в конце прошлого века занималось до 12 тысяч мастериц.