Русское и украинское искусство пер. пол. XVІІІ в

Содержание

Слайд 2

1. Живопись, икона и парсуна. А. Матвеев, И.Никитин, И.Аргунов, А.Антропов, Ф.Рокотов.

1. Живопись, икона и парсуна. А. Матвеев, И.Никитин, И.Аргунов, А.Антропов, Ф.Рокотов.


Россика пер. пол. XVІІІ в.
2. Скульптура: Пинзель и К.Б. Растрелли.
Слайд 3

Живопись, икона и парсуна. Переход от иконописи к светскому искусству происходил

Живопись, икона и парсуна.

Переход от иконописи к светскому искусству происходил постепенно,

но икона на долгое время определила “парсунность” в портретах XVIII века. Вначале портретным делом стали заниматься иконописцы из Оружейной Палаты. Писать по-иконному было целое искусство, осваиваемое мастерами-иконописцами долгие годы.

Симон Ушаков. Древо государства Московского. Москва. 1668. Дерево, темпера.

Слайд 4

Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671. ГРМ Андрей Рублев. Троица. ГТГ. Троица. 1730-1750-е, Национальный художественный музей, Киев.

Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671. ГРМ

Андрей Рублев. Троица. ГТГ.

Троица. 1730-1750-е, Национальный

художественный музей, Киев.
Слайд 5

Св.Анастасия и Уляния. 1740-е гг. Северное Левобережье. Национальный художественный музей, Киев.

Св.Анастасия и Уляния. 1740-е гг. Северное Левобережье. Национальный художественный музей, Киев.

Покрова

с портретом гетмана Богдана Хмельницкого. XVIII в. Киевская обл., Национальный художественный музей, Киев.

Распятие с портретом казака Леонтия Свечки. Кон. XVII в. Полтавская обл., Национальный художественный музей, Киев.

Слайд 6

Парсуна (персона) — лат. persona -- личность, лицо. — произведение русской

Парсуна (персона) — лат. persona -- личность, лицо. — произведение русской портретной

живописи конца XVI-XVII вв., где соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Характерной чертой парсуны было то, что она лишь условно передавала портретное сходство.
Во второй половине 17 в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры.
Искусство парсуны просуществовало до 1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее.

Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского. Москва. Ок. 1630 Дерево, темпера.

Парсуна царь Алексей Михайлович на коне. 1670-е гг., ГИМ, Москва.

Царь Михаил Фёдорович Романов. Парсуна. XVII век. Оружейная палата, Москва.

Парсуна Царь Пётр I в детстве.

Слайд 7

Неизвестный художник. Козак-бандурист. Национальный художественный музей, Киев Неизвестный художник. Иконописная мастерская

Неизвестный художник. Козак-бандурист. Национальный художественный музей, Киев

Неизвестный художник. Иконописная мастерская Киево-Софийского

монастыря Киево-Печерской лавры Портрет Димитрия Ростовского (Данила Туптала). Втор. Пол. XVII в.

Неизвестный художник. Портрет лубенского полковника Григория Михайловича Гамалии. 1688-1690. Национальный художественный музей, Киев

Слайд 8

Россика. Термином «Россика» обычно называется творчество иностранных художников, живших в России

Россика.

Термином «Россика» обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в

XVIII – I пол. XIX вв.
Под влиянием иностранной живописи и гравюр стала изменяться и икона: прихожане стали требовать икон, писаных “по-живописному”, а не “по-иконному”. Приверженцами старины остались только старообрядцы.
Слайд 9

Одним из первых в Россию приехал в 1687 году шведский портретист

Одним из первых в Россию приехал в 1687 году шведский портретист

Гек; позднее — немец Иоганн Готфрид Таннауэр, супруги Гзель из Швейцарии и француз Луи Каравакк.
Иностранцы принесли в Россию разные жанры светской живописи — портреты, пейзажи, батальные сцены, познакомили русских художников с техникой работы масляными красками.

Каравакк, Луи, 1684—1754. Портрет царевен - Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717, Русский музей, С. Петербург.

Слайд 10

Немецкие портретисты Георг Каспар Преннер и братья Гроот приехали в Россию

Немецкие портретисты Георг Каспар Преннер и братья Гроот приехали в Россию

в царствоване Елизаветы Алексеевны.
Старший, Георг Христофор Гроот (1716—1749), в 1741 году был приглашен в Ревель, оттуда — в Петербург, где быстро вошел в моду.
Младший, Иоганн Фридрих Гроот (1717—1806), в России с 1743 года, до этого работал в Вене. За время пребывания в России он написал множество натюрмортов и сцен с животными и птицами.

Георг Христофор Гроот (старший).
Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743, ГТГ, Москва.

Слайд 11

Иван Никитин Иван Никитин (сер. 1680—1742). Первое образование получил в Московской

Иван Никитин

Иван Никитин (сер. 1680—1742). Первое образование получил в Московской

государственной школе вооружения и в мастерской А. Шонбека. В 1716-1720 гг., как петровский пенсионер, обучается в Италии (Венеции и Флоренции).
С 1711 г. — придворный художник.
Работы: Петр на смертном одре (1725), портрет барона С.Строганова (1726), портрет Напольного гетмана.

Никитин И.Н. Портрет Напольного гетмана. 20-е гг. XVIII в.

Слайд 12

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Иван Никитин. Портрет барона

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714.

Иван Никитин. Портрет барона С.

Строганова. 1726.

Никитин И.Н. Петр на смертном одре. 1725.

Слайд 13

Андрей Матвеев Андрей Матвеев (1702-1739). Первый русский художник, полностью получивший художественное

Андрей Матвеев

Андрей Матвеев (1702-1739). Первый русский художник, полностью получивший художественное

образование в Европе (в Голландии). По возвращении в Россию стал ведущим художником Санкт-Петербурга и принимал участие во всех важных архитектурных проектах города.
Работы: Аллегория рисования (1725), Автопортрет с женой (1729), Портрет княгини Голициной (1728).

Матвеев, А. Автопортрет с женой. 1729. Русский музей. С.-Петербург.

Слайд 14

ИВАН ВИШНЯКОВ Вишняков, Иван Яковлевич (1699–1761). В 1714 был прислан в

ИВАН ВИШНЯКОВ

Вишняков, Иван Яковлевич (1699–1761). В 1714 был прислан в Петербург,

с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством Л.Каравака.
После смерти А. Матвеева (1739) возглавил «живописную команду» Канцелярии строений, руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и др. Выступал как реставратор, писал иконы и портреты.
Под его руководством работали А.Антропов, И. и А.Бельские, И.Фирсов и др.

И. ВИШНЯКОВ. Императрица Елизавета Петровна. 1743. Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 15

Князь Ф. Голицин в детстве (фрагмент). 1760. Третьяковская галерея. Москва. Портрет

Князь Ф. Голицин в детстве (фрагмент). 1760. Третьяковская галерея. Москва.

Портрет Сарры-Элеоноры

Фермор. 1750.  Русский музей, С.-Петербург.
Слайд 16

Иван Аргунов Иван Петрович Аргунов, (1727 — 1802), происходил из семьи

Иван Аргунов

Иван Петрович Аргунов, (1727 — 1802), происходил из семьи

Аргуновых, крепостных графа Шереметева. Его близкие родственники были архитекторами, скульпторами, живописцами. Первоначально обучался у двоюродного брата Федора Леонтьевича Аргунова, затем был отдан П.Б. Шереметевым в обучение к Г.-Х. Грооту, придворнму художнику императрицы Елизаветы.

И.П. Аргунов. Автопортрет

Слайд 17

И.П. Аргунов. Портрет императрицы Екатерины II Работы: парные портреты князя И.И.

И.П. Аргунов. Портрет императрицы Екатерины II

Работы: парные портреты князя И.И.

Лобанова-Ростовского (1750), и княгини Е.А. Лобановой-Ростовской (1754),
портреты семейства Шереметевых — парные портреты графа П.Б.Шереметева и графини В.А.Шереметевой, портрет В.П.Шереметевой, портрет калмычки Аннушки (1767).
портреты супругов К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757), портрет Толстой (1768) — новый для России тип камерного портрета.
Самое знаменитое произведение — Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме (1784) — первое такого рода в русском искусстве.
Также известен как учитель А.П.Лосенко, К.И.Гловачевского, И.С.Саблукова, Ф.С.Рокотова.

И.П. Аргунов. Портрет В.П. Шереметевой. 1768, Кусково, Москва.

Слайд 18

Портрет К.А.Хрипунова. 1757. Останкинский дворец-музей, Москва. Портрет Хрипуновой. 1757. Останкинский дворец-музей, Москва.

Портрет К.А.Хрипунова. 1757. Останкинский дворец-музей, Москва.

Портрет Хрипуновой. 1757. Останкинский дворец-музей,

Москва.
Слайд 19

И.П. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки, 1767 И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки

И.П. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки, 1767

И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки

в русском костюме, 1770 — 80-е гг.
Слайд 20

Алексей Антропов Антропов Алексей Петрович (1716-1795), изучал живопись под руководством Каравакка

Алексей Антропов

Антропов Алексей Петрович (1716-1795), изучал живопись под руководством Каравакка Матвеева

и Вишнякова. 
В 1740-х принял участие в росписи некоторых дворцов Санкт-Петербурга.
В 1752-1755 гг. выполнял роспись собора св. Андрея в Киеве (кафедра, купол, образа Девы Марии и архангела Гавриила на царских вратах, икона «Успение Богоматери» и запрестольная алтарная картина «Тайная вечеря»).
С 1761 — главный художник Синода.
Слайд 21

А. Антропов. Портрет императора Петра III. 1762. Русский музей, С.-Петербург. А.

А. Антропов. Портрет императора Петра III. 1762. Русский музей, С.-Петербург.

А. Антропов.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1753—1755.
Слайд 22

Портрет графини М. Румянцевой 1764. Русский музей, С.-Петербург. Известен как мастер

Портрет графини М. Румянцевой 1764. Русский музей, С.-Петербург.

Известен как мастер портрета.
Работы:

портреты императрицы Елизаветы Петровны (1753—1755), статс-дамы А.М. Измайловой (1759), Императора Петра III (1762), графини Румянцевой (1764), казацкого атамана Ф.И.Краснощёкова.
Почти вся деятельность Алексея Антропова была сосредоточена в Петербурге, а позднее в Москве. Там Антропов собрал вокруг себя целую колонию украинских учеников, среди которых были известный портретист Петр Дрожжин (1745 — 1805), и наиболее талантливый среди учеников Антропова — Дмитрий Левицкий (1735 — 1822).

Портрет статс-дамы А.М. Измайловой. 1759.

Слайд 23

Федор Рокотов Федор Степанович Рокотов (1735? — 1808), учился в петербургской

Федор Рокотов

Федор Степанович Рокотов (1735? — 1808), учился в петербургской

Академии художеств.
В 1760-х гг. выявляет собственный стиль живописи, пишет камерные, кабинетные портреты.
Для его петербургского периода характерны парадные портреты: великого князя Петра Федоровича (1758), Г.Г.Орлова в латах (1762–1763), коронационный портрет Екатерины II (1763).

Портрет вел. кн. Петра Федоровича. 1758. Русский музей, С.-Петербург,
повторение – в Третьяковской галерее, Москва.

Слайд 24

С 1765 — академик живописи, переезжает в Москву, брет много заказов,

С 1765 — академик живописи, переезжает в Москву, брет много заказов,

открывает частную школу.
Наиболее известны работы московского периода: портрет поэта В.И. Майкова (ок. 1765), портреты: А.И. Воронцова (ок.1765), Н.Е. Струйского (1772) и его жены А.П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (нач. 1770-х), неизвестной в розовом платье (1770-е), В.Е. Новосильцевой (1780), И.И. Барятинского (нач. 1780-х), Е.В. Санти (1785).

Портрет поэта В.И. Майкова. ок. 1765. Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 25

Ф.С. Рокотов Портрет В.Е. Новосильцовой. 1780. Третьяковская галерея, Москва. Рокотов Ф.С.

Ф.С. Рокотов
Портрет В.Е. Новосильцовой. 1780. Третьяковская галерея, Москва.

Рокотов Ф.С.
Портрет И.И.

Воронцова. 1765. Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 26

Н.Е. Струйского (1772) и его жены А.П. Струйской (1772)[AG1], Портрет Н.Е.

Н.Е. Струйского (1772) и его жены А.П. Струйской (1772)[AG1],

Портрет Н.Е.

Струйского.
1772. ГТГ, Москва.

Портрет А.П. Струйской.
1772. ГТГ, Москва.

Слайд 27

Скульптура: И. Г. Пинзель и К.Б.Растрелли. Пинзель. Модель статуи св. Георгия

Скульптура: И. Г. Пинзель и К.Б.Растрелли.

Пинзель. Модель статуи св. Георгия для

фасада собора св. Юры во Львове. Дерево. 1759—61.

Иван Георгий Пинзель. Приехал на западно-украинские земли в середине 40-х годов XVIII века, не стал вступать во Львовский цех скульпторов, работал у магнату Николая Потоцкого.
На Пинзеля огромное впечатление произвела восточно-византийская культура, киевские мозаики, соборы и иконы.
Создал скульптурную школу, которая воспитала множество учеников и последователей: Матвей и Петр Полеевские, Иван Обороцкий, Михаил Филевич (Львовская барокковая скульптурная школа XVIII века).

И. Г. Пинзель . Алтарная композиция. Костел в Бучаче.

И. Г. Пинзель

Слайд 28

И.Г. Пинзель. Колона со статуей Девы Марии. Городенц Собор Св. Юра,

И.Г. Пинзель. Колона со статуей Девы Марии. Городенц

Собор Св. Юра, Львов.

И.Г. Пинзель.
Статуя Юрия Змееборца.
Святые Лев та Атаназий.
Слайд 29

Жертвоприношение Авраама. прим. 1760 г. Львов, Музей Пинзеля Ангел. Дерево. Львов,

Жертвоприношение Авраама. прим. 1760 г. Львов, Музей Пинзеля

Ангел. Дерево. Львов, Музей

Пинзеля

И.Г. Пинзель . Ангел. Дерево. костел Клариссок, Львов.

Слайд 30

Бартоломео Карло Растрелли (Rastrelli) [1675, Флоренция, — 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по

Бартоломео Карло Растрелли (Rastrelli) [1675, Флоренция, — 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по

происхождению итальянец.
В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург.
Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, Эрмитаж, Ленинград; Анны Ивановны с арапчонком, 1733—41, Русский музей, Ленинград; все 3 — бронза; А. Д. Меншикова, мрамор, там же, выполнен И. П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу].

Бартоломео Карло Растрелли

Слайд 31

Создал конную статую Петра I (бронза, 1743—44, в 1800 установлена перед

Создал конную статую Петра I (бронза, 1743—44, в 1800 установлена перед

Инженерным замком в Петербурге). Участвовал в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны и др., свинец и др. материалы, 1721—23) и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (начаты в 1721).

Рисунок памятника Петру I, выполненный Б.-К.Растрелли в 1716 г.