Шарль-Луи де Секонда Монтескьё Петрова М. А. Курчина М. С.

Содержание

Слайд 2

Шарль Луи Секонда Монтескье (Montesquieu), барон де Ла Бред (18 января

Шарль Луи Секонда Монтескье (Montesquieu), барон де Ла Бред (18 января

1689, замок Ла Бред близ Бордо - 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория "разделения властей" оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков.
Слайд 3

Биография Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала

Биография

Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15

века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году - советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.
Слайд 4

Биография Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой

Биография

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и

глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.
Инициация Монтескьё, в лондонскую масонскую ложу«Горн», Мастером ложи которой на тот момент являлся герцогНорфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735 годов поступали сообщения о участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.
Монтескье активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.
Слайд 5

Значение Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским социологом

Львом Мечниковым был приверженцем географической школы (концепция- географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен и т. п.
В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.
Монтескьё, а также Жан Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии.
Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).
Слайд 6

Краткий обзор произведения «О духе законов» О законах Законам, созданным людьми,

Краткий обзор произведения «О духе законов»

О законах
Законам, созданным людьми, должна была

предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)
Слайд 7

Краткий обзор произведения «О духе законов» О войне Как только люди

Краткий обзор произведения «О духе законов»

О войне
Как только люди соединяются в

обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.
О духе народа
Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Слайд 8

Формы Правления Республика (добродетель) Монархия (честь) Деспотия (страх) Республиканское правление —

Формы Правления

Республика
(добродетель)

Монархия
(честь)

Деспотия
(страх)

Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в

руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия);

Монархическое правление — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию

Деспотическое правление-все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лиц

Слайд 9

Краткий обзор произведения «О духе законов» Политическое учение Свобода, считал Монтескьё,

Краткий обзор произведения «О духе законов»

Политическое учение
Свобода, считал Монтескьё, может быть

обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».
Слайд 10

Работы Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил

Работы

Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил в

академию массу рефератов. Он написал "Рассуждения о системе идей", "Исследование о сущности болезней", "О причинах эхо", "О политике римлян в области религии", "О тяжести", "О приливах и отливах", "Замечания о естественной истории", "О прозрачности тел", "О назначении почечных желез" и много других работ.
Персидские письма, 1721. Текст романа на русском и французском языках
Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
Монтескьё. «О Духе законов», 1748
Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753
Монтескьё. О Духе законов Текст Избранных сочинений Ш.Монтескьё О Духе законов