Софийские соборы Киева и Новгорода

Содержание

Слайд 2

Киевский и Новгородский Софийские соборы

Киевский и Новгородский

Софийские соборы

Слайд 3

Софийский собор в Киеве ( 1017 –1037гг )

Софийский собор в Киеве ( 1017 –1037гг )

Слайд 4

План собора

План собора

Слайд 5

Собор Святой Софии был построен в XI веке. Храм посвящен Софии

  Собор Святой Софии был построен в XI веке. Храм посвящен

Софии – «Премудрости Божьей». Относится к византийско-киевскому зодчеству .Он расположен в самом центре города.

Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений
искусства,к которому приходят историки и туристы,
чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и
древнерусской архитектуры.

Святая София – главное культовое сооружение в Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).

Слайд 6

В 1950-е – 1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о

В 1950-е – 1960-е годы в научном сообществе
утвердилось мнение о

двух этапах
строительства собора. Полагали, что наружные
галереи и башни были пристроены к общему
массиву здания в конце XI столетия или даже
позже. В настоящее время можно считать
доказанным: храм во всем своем объеме возводился
одновременно без существенных перерывов
в строительстве.

Макет реконструкции собора.

Слайд 7

пятинефный с 5 апсидами Фрагмент апсиды.

пятинефный с 5 апсидами

Фрагмент апсиды.

Слайд 8

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма

Софию первоначально венчали тринадцать
глав, образующих пирамидальную конструкцию.
Ныне у храма

– 19 глав. В древности кровля была уложена на своды свинцовыми листами.По углам древний храм укреплен контрфорсами,
вертикальными опорами с внешней стороны
стены, которые принимают на себя распор стены.

Для фасадов собора характерно
обилие лопаток, которые соответствуют
внутреннему членению пространства
опорными столбами. Наружные стены галерей
и апсидами украшены многочисленными нишами.

Слайд 9

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные

С западной стороны, по византийской
традиции,
к храму примыкают две лестничные

башни, ведшие на хоры и плоскую
кровлю – гульбище. Во время
богослужения хоры предназначались
для великого князя, его семьи и
приближенных .
Слайд 10

Внутреннее пространство собора представляло равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке,

Внутреннее пространство собора
представляло равноконечный крест,
с алтарной апсидой на востоке,

а с севера,
юга и запада находились двухъярусные аркады.
Над средней частью пространственного креста
возвышался центральный купол.

Главное ядро здания окружали два ряда открытых
галерей. К северо-западному и юго-западному
углам здания примыкали лестничные башни,
которые вели на хоры.

Купол собора

Интерьер Софийского собора

Слайд 11

Особую роль в композиции интерьера Софийского собора играют хоры и помещения

Особую роль в композиции интерьера Софийского
собора играют хоры и помещения

второго яруса,
куда ведут широкие винтовые лестницы в башнях.
На стенах этих башен изображены сцены охоты,
цирковых представлений, княжеских развлечений,
торжественных выходов – так украшались дворцовые
здания, что говорит о назначении этих помещений для
князя, его семьи и знати.
Слайд 12

Царь небесный фреска софийского собора Киев.

Царь небесный фреска софийского собора Киев.

Слайд 13

Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось

Вряд ли где-либо в Европе можно
найти церковь, где бы сохранилось


столько фресок XI века. Фрески как
орнамент вышивки украшают стены,
столбы, своды. Среди изысканной и
яркой живописи можно увидеть
изображения Святых и сюжеты из
Евангелия.

В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике.

Изображение музыкантов и
плясунов на лестничной фреске.

Преподобомученница Евдокия Фреска

Слайд 14

София стала местом захоронения киевских князей.Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын

София стала местом захоронения киевских князей.Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын

Всеволод, а также сыновья последнего – Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.

Запись о смерти
Ярослава Мудрого

Слайд 15

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой,

Софийскому собору отводилась роль главного
храма Киевской Руси и оплота новой,

христианской веры.

На протяжении нескольких веков София Киевская
была центром общерусской экклесии, средоточием
политической и культурной жизни страны.

Вид на колокольню Софийского собора.

Слайд 16

Софийский собор в Новгороде (1045-1050 )

Софийский собор в Новгороде (1045-1050 )

Слайд 17

Собор святой Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Был кафедральным собором, находится

Собор святой Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Был кафедральным собором, находится

в "Детинце" (кремле).Построен из камня по образцу Софийского собора в Киеве.

Храм Святой Софии - главное сооружение города, как бы
олицетворял и сам Новгород.

Храм был построен сыном Ярослава Мудрого – новгородским
князем Владимиром Ярославичем

Слайд 18

План Собора

План Собора

Слайд 19

Софийский собор - 5-нефный, 5-главный крестово-купольный храм, окруженный с 3 сторон

Софийский собор - 5-нефный, 5-главный крестово-купольный храм, окруженный с 3 сторон

2-ярусными галереями.

С западной стороны в галерею встроена
массивная башня с лестницей, ведущей на хоры.

Слайд 20

Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь находились архив,

Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь находились архив,

библиотека, хранилась казна, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы. В соборе хоронили именитых горожан.
Слайд 21

Благовещение Из Праздничного ряда иконостаса Константин и Елена Фреска На стенах

Благовещение Из Праздничного ряда иконостаса

Константин и Елена Фреска

На стенах Софийского собора

сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., а также многочисленные надписи, нацарапанные в разное время посетителями храма (начиная с XII в.).

В отличие от киевских соборов в новгородской Софии нет дорогостоящих мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма.

Севастийские мученики икона

Слайд 22

Богоматерь Знамение Надпись считалка о перепёлке

Богоматерь Знамение

Надпись считалка о перепёлке