«Созерцание сакуры» Образы и мотивы искусства Японии

Содержание

Слайд 2

Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве

Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве

Вселенной.

Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит к высокой скале,
Зеленые ветви уводит широко
В безмерную синюю даль.
К. Бальмонт

Слайд 3

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа? Древо жизни в

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа?

Древо жизни в мусульманстве

Древо

жизни в Ассирии

Древо жизни в Индии

Древо жизни у славянских народов

Древо жизни Германских народов

Древо жизни в Скандинавских странах

Слайд 4

В чем проявляется единство и многообразие культур? Человечество - смешанный лес,

В чем проявляется единство и многообразие культур?

Человечество - смешанный лес,
так

что нечего хвою топорщить
или листья презрительно морщить:
все равны под покровом небес...
Пререканья и разноголосье
не смолкает ещё до сих пор.
Получается всё-таки хор.
Мы шумим, но как в поле колосья...
Б. Слуцкий

Единство культур
Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа

Многообразие культур
Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.

Слайд 5

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

Слайд 6

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания

другими народами
Слайд 7

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и

первозданное.
Слайд 8

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и

стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.
Слайд 9

Цветы - весной Кукушка - летом. Осенью - луна Чистый и

Цветы - весной
Кукушка - летом.
Осенью - луна
Чистый и холодный снег -
Зимой.
Что

останется после меня?
Цветы - весной,
Кукушка - в горах,
Осенью - листья клена.
Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)
Слайд 10

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит

первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.
Слайд 11

Чайная церемония В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.

Чайная церемония

В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов,

основанная на метафорическом мышлении.
Слайд 12

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии В Японию чай попал

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии

В Японию чай попал в

VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.
Слайд 13

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из

Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 14

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления

размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.
Слайд 15

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали

и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.
Слайд 16

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями".

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями".

В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи.
Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).
Слайд 17

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что

Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.
Слайд 18

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в

котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Слайд 19

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую

ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
Слайд 20

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти

внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».
Слайд 21

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В

ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями

Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.

Слайд 22

Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов. Японские сады

Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов.

Японские сады

Слайд 23

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он

монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.
Слайд 24

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню

в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.
Слайд 25

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его

пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной.

Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.

Слайд 26

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде

Если

камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.
Слайд 27

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера,

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера,

окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.
Слайд 28

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода

и деревья дарят нам понимание гармонии мира
Слайд 29

Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и

Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и

первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах.
К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.

Искусство икэбане

Слайд 30

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных

композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.
Слайд 31

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и

Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.

Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.

Слайд 32

Проверь себя: ? Когда попал чай в Японию VIII век XI

Проверь себя:

? Когда попал чай в Японию

VIII век

XI век

? Где

формировалась философия искусства питья чая

Чайные состязания знати

Выбор лучших сортов чая

«Чайными собраниями» горожан и крестьян

? В чем заключается смысл чайной церемонии

Стремление к созерцанию

Слайд 33

Виды японского сада Символизирует Положительную мужскую силу Янь Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь

Виды японского сада

Символизирует

Положительную мужскую силу Янь

Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу

Инь
Слайд 34

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане

Слайд 35

- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как ветка

- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как ветка

сакуры в саду.

Итог урока:

Искусство Японии

Слайд 36

? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в

? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в

традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве?

Домашние задание:

Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии:

Традиционный японский дом

Сумо

Кимоно

Театр Но

Самураи