Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

Хронологические рамки средневековой философии I – XIV вв. н.э. Главный фактор возникновения и развития – Христианство.

Хронологические рамки средневековой философии

I – XIV вв. н.э.
Главный фактор возникновения и

развития –
Христианство.
Слайд 3

Христианство 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов

Христианство

1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и

доминирующей культуры общества.
4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.
Слайд 4

Источники средневековой философии Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) Идеи античной философии

Источники средневековой философии

Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание)
Идеи античной философии

Слайд 5

Философия – служанка богословия

Философия – служанка богословия

Слайд 6

Специфика средневековой философии связь с религией во всем спектре взаимоотношений Принципы: Монотеизм Богооткровение

Специфика средневековой философии

связь с религией во всем спектре взаимоотношений
Принципы:
Монотеизм
Богооткровение

Слайд 7

Максимы средневековой философии Теоцентризм –понимание мира, в котором источником и причиной

Максимы средневековой философии

Теоцентризм –понимание мира, в котором источником и причиной всего

сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало.
Слайд 8

2. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего

2. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего

сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении.
Слайд 9

3. Провиденциализм – принцип, в соответствии с которым все явления, процессы

3. Провиденциализм – принцип, в соответствии с которым все явления, процессы

и события, происходящие в мире предопределены Богом.
Слайд 10

4. Ревеляционизм – принцип, согласно которому источником всех знаний и самым

4. Ревеляционизм – принцип, согласно которому источником всех знаний и самым

надежным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено божественное откровение.
Слайд 11

Периодизация средневековой философии Патристика (2-8 вв.) Период формирования христианского теоретического мировоззрения

Периодизация средневековой философии

Патристика (2-8 вв.)
Период формирования христианского теоретического мировоззрения при использовании

наследия античной философии.

Схоластика (9-14 вв.)
Период философского обоснования и комментирования теоретического мировоззрения, сформированного в период патристики.

Слайд 12

Патристика (2-8 вв.) Термин «pater» - «отец». «Отцами церкви» - именуются

Патристика (2-8 вв.)

Термин «pater» - «отец».
«Отцами церкви» - именуются знаменитые

богословы и организаторы христианской церкви.
Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.
Философское основание - неоплатонизм.
Слайд 13

Основные представители патристики Августин Аврелий Северин Боэций Григорий Богослов Григорий Нисский Иоанн Дамаскин

Основные представители патристики

Августин Аврелий
Северин Боэций
Григорий Богослов
Григорий Нисский
Иоанн Дамаскин

Слайд 14

Основные философские проблемы патристики Проблема сущности Бога и соотношения Бога и

Основные философские проблемы патристики

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Проблема

специфики познания
Проблема человека и его сущности
Проблема сущности общества и исторического процесса
Слайд 15

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира Бог - высшее

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

Бог - высшее бытие,

где пребывают все вечные и неизменные идеи.
Идеи – содержатся в божественном разуме.
Творение мира - из ничего, на основе идей.
Бог есть безусловное благо и красота.
Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.
Слайд 16

Проблема специфики познания «Верю, чтобы понимать» «Вера вопрошает, разум обнаруживает» Вера

Проблема специфики познания

«Верю, чтобы понимать»
«Вера вопрошает, разум обнаруживает»
Вера

- высший авторитет, путь к знанию.
Слайд 17

Проблема человека и его сущности Человек – особое творение Бога. Человек

Проблема человека и его сущности

Человек – особое творение Бога.
Человек =

тело + душу + свободную волю.
В результате грехопадения - утратил способность направлять волю к добру и осужден на гибель.
Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение.
Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.
Слайд 18

Проблема сущности общества и исторического процесса Линейное понимание развития человеческого общества:

Проблема сущности общества и исторического процесса

Линейное понимание развития человеческого общества:
История -

стрела.
История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд.
История человечества – борьба двух градов.
Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами.
Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.
Слайд 19

Схоластика (9-14 вв.) «schola» - «школа». Главной задачей - толкование авторитетных

Схоластика (9-14 вв.)

«schola» - «школа».
Главной задачей - толкование авторитетных философских

текстов. Схоластика – комментаторская философская культура.
Философское основание схоластики - аристотелизм.
Слайд 20

Основные этапы развития схоластики 1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм

Основные этапы развития схоластики

1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
2)

классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.
3) критическая схоластика: Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Слайд 21

Основные философские проблемы схоластики Проблема соотношения веры и разума Проблема происхождения

Основные философские проблемы схоластики

Проблема соотношения веры и разума
Проблема происхождения универсалий (общих

понятий)
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Слайд 22

Проблема соотношения веры и разума 3 основных подхода: «Вера выше разума»

Проблема соотношения веры и разума

3 основных подхода:
«Вера выше разума» (Ансельм

Кентерберийский);
Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).
Вера и разум - созданные Богом способности познания.
Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.
Они дополняют друг друга .
Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).
Вера и разум – самостоятельные и равноправные.
Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира.
Слайд 23

Проблема происхождения универсалий (общих понятий) 3 основных подхода: Реализм Общие понятия

Проблема происхождения универсалий (общих понятий)

3 основных подхода:
Реализм
Общие понятия –

особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).
Номинализм
Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).
Концептуализм
Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.
Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).
Слайд 24

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира Иррационализм: Сущность Бога

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

Иррационализм:
Сущность Бога недоступна для

человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).

Рационализм:
Сущность Бога составляет разум.
Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)