Декоративная обработка древесины

Содержание

Слайд 2

Караваев Николай Александрович Работает в нашей школе с 1984 года. Стать

Караваев Николай Александрович

Работает в нашей школе с 1984 года. Стать

учителем предложил директор одной из Ильинских школ.
Считает наиболее способными и трудолюбивыми выпускников 2005 и 2006 годов.
Слайд 3

Летом любит заниматься строительством на даче, а в учебном году делает из учеников настоящих станочников. .

Летом любит заниматься строительством на даче, а в учебном году делает

из учеников настоящих станочников.

.

Слайд 4

Художественная обработка древесины

Художественная обработка древесины

Слайд 5

Декоративная обработка древесины- одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. Развиваясь на

Декоративная обработка древесины-

одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. Развиваясь на

протяжении многих веков, передаваясь от поколения к поколению, искусство декоративных работ по дереву обогащалось опытом и национальными традициями.
Слайд 6

Токарный станок - был первой машиной для механической обработки древесины. Он

Токарный станок -

был первой машиной для механической обработки древесины. Он

вошел в обиход на 500 лет раньше двуручной пилы и на 1000 лет раньше рубанка.
На протяжении почти трех тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивающим полную обработку древесины – от грубо обрубленной заготовки до готового изделия или его детали.
Слайд 7

Материалы для изготовления режущего инструмента В связи с большими скоростями, при

Материалы для изготовления режущего инструмента

В связи с большими скоростями, при которых

ведется обработка древесины, к качеству материалов для режущего инструмента предъявляются высокие требования. Токарные резцы, фрезы, пилы изготавливаются из специальных сортов стали: инструментальной углеродистой У9А, У10А,У12А.
Хороши в работе инструменты из быстрорежущей стали марок Р9, Р18.
Машинное ножовочное полотно, дисковые фрезы, полуобоймы шарикоподшипников, рессоры, клапана и т.д.
Слайд 8

Закалка инструмента и заточка Инструменты из углеродистой инструментальной стали легко закалить

Закалка инструмента и заточка

Инструменты из углеродистой инструментальной стали легко закалить в

учебных мастерских.
Закалка включает две операции:
Первая – инструменты нагревают до вишнево-красного свечения. Нагретый инструмент быстро опускают в воду и резко перемещают его, чтобы избавиться от паровой оболочки, мешающей контакту металла с водой.
Вторая – отпуск.
Легированные стали закаливают в масле или подогретой воде 70 градусов. Следует учесть, что при высоком и длительном нагревании происходит выгорание углерода.
Слайд 9

Затачивание инструмента Состоит из двух операций: Первая операция – добиться ровной

Затачивание инструмента

Состоит из двух операций:
Первая операция – добиться ровной плоскости стачивания

(она называется фаской) без заоваливания ее на самой кромке и без пережога стали. Другая задача первой операции – поставить фаски под определенным углом ко второй плоскости. Этот угол, называемый углом заточки, бывает различным: 7-8 градусов у ножа, 15-25 градусов у стамесок, 37-42 градуса у рубанков.
Слайд 10

Затачивание инструмента Вторая операция – правка. Не испортить угол заточки и

Затачивание инструмента

Вторая операция – правка.
Не испортить угол заточки и добиться острого

жала лезвия, снятием мелких зазубрин, заусенцев, с полировкой до блеска. Для того чтобы довести до конца заточку инструмента брусок следует закрепить на верстаке, брусок предварительно, а затем периодически надо промывать водой с мылом с помощью щетки, так как он засаливается и забивается металлическими опилками и образивной пылью.
Затем на оселке или заправочной доске, обтянутой кожей, с применением специальных паст.
Слайд 11

Устройство резца и построение основных его углов

Устройство резца и построение основных его углов

Слайд 12

Геометрия режущего инструмента На рис. 3.1 изображены грани режущего клина и

Геометрия режущего инструмента

На рис. 3.1 изображены грани режущего клина и обозначены

кромки, образованные пересечением граней. Режущими кромками могут быть: передняя АБ, боковые АГ и БВ.
Режущий клин имеет определенный угол, и под определенным углом он входит в древесину. Положение режущих плоскостей резца образует три угла.
Оптимальные величины таковы:
Угол заострения
Задний угол
Угол резания
Слайд 13

Электроточила и абразивный инструмент для формирования и заточки резцов

Электроточила и абразивный инструмент для формирования и заточки резцов

Слайд 14

Шлифовальный инструмент, изготовленный с применением абразивных шкурок

Шлифовальный инструмент, изготовленный с применением абразивных шкурок

Слайд 15

Измерительный инструмент и способы его применения

Измерительный инструмент и способы его применения

Слайд 16

Основные разрезы ствола древесины

Основные разрезы ствола древесины

Слайд 17

Знание строения и свойств древесины помогает мастеру в поисках и точном

Знание строения и свойств древесины помогает мастеру в поисках и точном

подборе пород, правильном применении технологии изготовления декоративных изделий.
Наглядное представление о строении древесины дает трехплоскостной разрез ствола. Все три среза – радиальный, тангенциальный и поперечный – имеют разную текстуру, обусловленную слоисто-волокнистым строением древесины, разную плотность и твердость.
Слайд 18

Как видно из рисунка, центр ствола несколько темнее периферических годичных колец.

Как видно из рисунка, центр ствола несколько темнее периферических годичных колец.

Это типичная картина разреза ядровых пород(дуба, сосны, лиственницы). Существуют также безъядровые (липа, ель) и заболонные (клен, береза) породы древесины, у которых поперечный срез по всей поверхности имеет одинаковый цвет.
Заболонь от ядра отличается не только цветом, но и меньшей твердостью и большей влажностью.
Иногда в безьядровых и заболонных породах образуется ложное ядро, а в ядровых- внутренняя заболонь.
Слайд 19

Самые хорошие результаты дает токарная обработка безъядровых и заболонных пород имеющих

Самые хорошие результаты дает токарная обработка безъядровых и заболонных пород имеющих

однородную плотность и твердость по всему поперечному разрезу.
Влажность – физическое свойство древесины. Способность древесины поглощать или отдавать влагу называется гигроскопичностью.
Вследствие слоистого строения древесины ее усушка и разбухание приводят к неравномерным изменениям размеров в разных направлениях: в радиальном до 3-5%, в тангенциальном до 6-10%, вдоль волокон 0,1-0,3%.
Слайд 20

Способы закрепления деревянных заготовок

Способы закрепления деревянных заготовок

Слайд 21

Чистовое закрепление деталей на оправах

Чистовое закрепление деталей на оправах

Слайд 22

Чистовое закрепление деталей на зажимных приспособлениях

Чистовое закрепление деталей на зажимных приспособлениях

Слайд 23

Инструмент для обработки цилиндрических и конических поверхностей

Инструмент для обработки цилиндрических и конических поверхностей

Слайд 24

Приемы обработки цилиндрических и конических поверхностей резцами

Приемы обработки цилиндрических и конических поверхностей резцами

Слайд 25

Основные приемы работы ручным режущим инструментом

Основные приемы работы ручным режущим инструментом

Слайд 26

Фасонные стамески и приспособления для стабилизации стамесок

Фасонные стамески и приспособления для стабилизации стамесок

Слайд 27

Формирование фасонных поверхностей резцами и стамесками

Формирование фасонных поверхностей резцами и стамесками

Слайд 28

Точение колец. Построение профиля кольца одним и двумя резцами

Точение колец. Построение профиля кольца одним и двумя резцами

Слайд 29

Точение кольцевой рамки

Точение кольцевой рамки

Слайд 30

Техника исполнения рельефной резьбы Чаще всего резьбу подразделяют на шесть видов:

Техника исполнения рельефной резьбы

Чаще всего резьбу подразделяют на шесть видов:
плосковыемчатая
плоскорельефная
рельефная
прорезная
скульптурная
комбинированная

Слайд 31

Плосковыемчатая резьба Основной ее признак- контуры в виде выемок, которыми обрисовываются

Плосковыемчатая резьба

Основной ее признак- контуры в виде выемок, которыми обрисовываются фигуры

изображения или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Эта резьба подразделяется на два подвида –геометрическую и контурную.
Слайд 32

Плоскорельефная резьба Название получила от того, что фигуры изображения, оставаясь в

Плоскорельефная резьба

Название получила от того, что фигуры изображения, оставаясь в

основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям что создает иллюзию рельефа. (а)
Слайд 33

Резьба с заоваленными контурами. Со стороны орнамента контурная линия(канавка) закругляется более

Резьба с заоваленными контурами.

Со стороны орнамента
контурная линия(канавка) закругляется более круто, а

со стороны фона – более полого.
(б)
Слайд 34

Заоваленная резьба с подушечным фоном Это то же самое, но фон

Заоваленная резьба с подушечным фоном

Это то же самое, но фон

её нигде не остается плоским (в)
Слайд 35

Заоваленная резьба с подобранным фоном Имеет заоваленные контуры, а фон выбранный

Заоваленная резьба с подобранным фоном

Имеет заоваленные контуры, а фон выбранный

(углубленный) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на плоскость. Иногда фон для контраста чеканят. (г)
Слайд 36

Рельефно-заоваленная резьба имеет заоваленный фон, а орнамент не плоский. (д)

Рельефно-заоваленная резьба

имеет заоваленный фон, а орнамент не плоский. (д)

Слайд 37

Рельефная резьба Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению

Рельефная резьба

Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению

к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону, рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.
Слайд 38

Барельеф Это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью

Барельеф

Это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью

фона не более чем на половину своего объема.
Слайд 39

Горельеф Это высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью

Горельеф

Это высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью

фона более чем на половину своего объема
Слайд 40

Прорезная резьба Это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы

Прорезная резьба

Это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы

изображения связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоско-рельефную или рельефную, в которой удален фон.
Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно сделана, как кружево.